Mediascope объявил тренды этого года на ТВ и в интернете. Телесмотрение практически не изменилось за год, однако новостной и социально-политический контент вырос в структуре медиапотребления, заняв суммарно 29% времени просмотра. Эти темы также составили основу выросшего в этом году Telegram — возрастные категории от 25 лет читают в основном новостные каналы. При этом YouTube остаётся площадкой для развлечений — социально-политические ролики занимают только 8% в структуре поиска. Эти и другие выводы исследования имеются в распоряжении Sostav.
Телесмотрение стабильно
В период с января по сентябрь объём телесмотрения почти не изменился по сравнению с 2021 годом: в группах старше 55 лет телесмотрение выросло, а в остальных — незначительно снизилось. На новости и социально-политические передачи пришлось 29% просмотра: 13% и 16% соответственно. И если новости в таком же объёме смотрели в 2014 и 2015 году, то доля социально-политических программ стала рекородной за последние 15 лет.
Активнее всего пользователи читали новости в интернете в периоды обострения информационного фона: в этом году пиковыми месяцами стали февраль, март, апрель, май, сентябрь и октябрь.
Перераспределение аудитории соцсетей
В октябре аналитики отметили перераспределение аудитории на площадках. Выросли «ВКонтакте», YouTube, Telegram, TikTok и «Одноклассники», а заблокированные Instagram и Facebook (запрещённые в России соцсети; принадлежат Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) существенно просели год к году — как по объёму аудитории, так и по времени потребления.
Соцсети в целом занимают пятую долю времени, проведённого в интернете. Почти столько же (18%) занимает просмотр видео, 16% занимают мессенджеры, 10% — игры. Только 3% интернет-активностей посвящено онлайн-шопингу.
В Telegram читают новости
Время пользования Telegram продолжает расти во всех возрастных группах. Активнее всего потребление растёт у молодёжи в возрасте от 12 до 24 лет — эти же люди и меньше всего времени проводят в Telegram-каналах. В среднем на чтение контента в мессенджере у пользователей уходит треть времени, которое они там проводят, в старших группах (от 55 лет) этот показатель составляет до 50%.
В возрастных группах от 25 лет преобладают каналы с новостным и социально-политическим контентом. В группе от 12 до 24 лет такие темы минимальны: новостной контент составляет 30%, а основные каналы посвящены развлекательным темам и контенту для взрослых.
В топ-10 Telegram-каналов девять являются новостными, а ещё один — канал портала госуслуг. Среди молодёжной аудитории новостные каналы заняли только три строчки из десяти. Основу контента, потребляемого аудиторией в возрасте от 12 до 24 лет, составляют развлекательные каналы.
YouTube остаётся развлекательной площадкой
Согласно структуре поиска на YouTube, видеохостинг остаётся развлекательной площадкой. На нём смотрят музыкальные видео (19%), развлекательный контент (18%), видео для детей (12%) и связанные с видеоиграми ролики (11%). Социально-политический контент составляет не более 8% в поиске на площадке.
Две трети россиян играют в игры
69% населения играют в игры: 55% делают это регулярно, 14% — нерегулярно. Из них 42% используют для этих целей смартфон, 33% — компьютер, а 9% играют на приставке. В структуре мобильного гейминга лидером по времени стали казуальные игры (35%), на втором месте — жанр экшн (18%), на третьем — стратегии (11%).
Рост e-com
Объём e-commerce вырос во всех возрастных группах. Основной категорией поиска стала «одежда и обувь» — на неё приходится 18% всех запросов. Почти столько же приходится на гаджеты (16%), ещё немного меньше — на товары для дома (13%). По 7% поисковых запросов занимают бьюти-товары и товары для детей, 6% — лекарства, 5% — товары категории «строительство и ремонт», а ещё по 4% приходится на бытовую технику, авто- и мототовары, а также продукты.