После отключения монетизации на Twitch его аудитория стала плавно снижаться, а также искать новые площадки для стриминга и просмотра игрового и киберспортивного контента, выяснили в Mediascope. Стримеры при этом потеряли значительную часть доходов, которую не смогли возместить ни донаты, ни спонсорские интеграции. Sostav побеседовал с представителями индустрии и выяснил, чем живут стримеры в новой реальности.
Отключение монетизации Twitch ударило по аудитории
По данным проекта Cross Web и расширенного анализа данных панелей Mediascope, охват крупнейшего видеостримингового сервиса в России для трансляции киберспортивных турниров Twitch сократился с марта 2022 года на фоне отключения монетизации каналов российских стримеров. В июле 2022 охват платформы составил 5,6 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет.
Отмена монетизации стала заметным ударом для многих авторов трансляций, считают эксперты. По словам стримера Вики Картер, это был стабильный ежемесячный доход для креаторов, в отличие от непостоянных рекламных контрактов: «Монетизация — как ежемесячная зарплата, объём которой зависит только от работы стримера». Особенно это касается «небольших стримеров, у которых не было постоянных рекламных контрактов или раскаченных других площадок», уточнила Татьяна Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств (АБА) и генеральный директор агентства инфлюенсер-маркетинга Hello Blogger.
Вика Картер, стример:
Раньше мой доход с Twitch, включая донаты и партнёрскую программу, в среднем составлял 350 тыс. руб. в месяц, сейчас остались только доход с Boosty и донаты, которые приносят около 50 тыс. руб. Соответственно, доход упал примерно в семь раз.
Что с донатами
По мнению соосновательницы и главного операционного директора Extensi.one Ольги Бутырских, основной доход стримеры с Twitch всегда получали от спонсорских интеграций и донатов. Она считает, что объем последних не изменился, а лишь перераспределился — блогеры стали получать меньше доходов через ныне заблокированный Patreon и больше через платформу Boosty.
Изменения в пользовательской активности отметили и в Mediascope. Когда в марте на Twitch и YouTube начались проблемы с монетизацией, сервис Boosty отменил комиссию для авторов — с этого момента его охват вырос более чем в три раза. Небольшой всплеск аудитории также был замечен у DonationAlerts, а вот на Patreon пользователи стали заходить реже с апреля, когда у него начались проблемы с оплатой подписки и выводом денег.
Произошедшие изменения все же отразились на доходах стримеров за счёт пожертвований, считают эксперты. По мнению гендиректора и сооснователя агентства киберспортивного маркетинга Winstrike Ярослава Комкова, на них повляла не только блокировка площадок типа Patreon, но и общее падение доходов населения.
Не у всех стримеров донаты покрывают потребности, а в целом количество добровольных пожертвований снизилось, подтвержает Вика Картер. «Можно делать контент, который будет "байтить" на донаты: ставить donate goal, делать ивенты, марафоны, чтобы мотивировать аудиторию, но если мы берем обычную ситуацию, где донат — это добровольное пожертвование, так сказать, "чаевые", то в моём случае донаты не покрывают потребности. Но безусловно есть стримеры, которым донатят много», — размышляет она.
Спонсорские интеграции
Еще один способ заработка для игровых и киберспортивных стримеров — спонсорские интеграции. В качестве рекламодателей здесь чаще всего выступают легальные и нелегальные букмекеры, онлайн-казино и рулетки, магазины внутриигровых предметов, производители электроники и аксессуаров, а также крупные FMCG-бренды и продукты питания, рассказал Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce (входит в экосистему VK).
По словам Ярослава Комкова, спонсорские контракты в апреле-мае стояли на паузе, а сейчас постепенно возвращаются, хотя эти случаи немногочисленны. Усилили своё присутствие легальные букмекеры, а бренды техники и товаров повседневного спроса, наоборот, сократили продвижение через русскоязычных стримеров и в целом снизили маркетинговую активность в русскоязычном пространстве, уточнил Мешалкин. Это не привело к снижению доходов стримеров или резкому снижению расценок на рекламу, считает эксперт. Те бренды, которые остались в России, стали больше присматриваться к геймингу из-за снижения конкуренции и высвободивших слотов в календаре у инфлюенсеров, а также костэффективности направления, подчеркивает Ольга Бутырских.
Можно ли мигрировать на другие площадки
Ограничения монетизации в Twitch привели к оттоку аудитории на другие сервисы, заметили в Mediascope. Так, пятикратный рост числа пользователей из России показала китайская платформа Trovo Live. Несмотря на взрывной рост в марте 2022 года, с апреля охват Trovo Live стал планомерно сокращаться. В Mediascope считают, что, вероятно, сервис не смог удержать новую аудиторию, которая продолжила поиск более удобной с точки зрения функционала и монетизации площадки.
Третьим по популярности в стране стал сервис WASD.tv (входит в экосистему МТС), который в конце марта 2022-го запустил программу поддержки стримеров, столкнувшихся со сложностями с заработком на других площадках. В Mediscope полагают, что это как раз и могло стать причиной оттока пользователей с Trovo Live. Охват WASD.tv начал расти с апреля и в июле достиг 545 тыс. человек.
Несмотря на рост аудитории конкурентных площадок, опрошенные участники рынка заявили, что сейчас нет достаточно развитого и стабильно работающего сервиса, который мог бы заменить Twitch. «Даже если будут появляться новые площадки, то им нужно время, чтобы "наработать" аудиторию. Если бы это было так просто, то у Twitch был бы миллион конкурентов», — заметила Вика Картер.
Ещё одно преимущество Twitch относительно других площадок — это возможность выдержать одномоментный большой траффик, подчеркнула Ольга Бутырских. «Пока что тот же Trovo не показывает такую стабильность, даже когда просто группа крупных стримеров запускает там бродкаст. Возможно что-то поменяется в ближайшей перспективе, но сейчас преимущества в виде денежной монетизации от платформы и более понятных некоторым стримерам правил модерации не могут перевесить преимущества Twitch», — отметила она.
Таня Иванова, генеральный директор Hello Blogger:
Если мы говорим про другие социальные сети, то у большинства стримеров они закупались допом к основной активности на канале. Например, клиент брал месячное брендирование на канале и несколько анонсов или конкурс в Telegram или во «ВКонтакте». Это были скорее дополнительные площадки. Если же мы говорим о новых стриминоговых площадках, как Trovo или WASD.tv, то они, конечно, пока не обеспечивают тем стримерам, что их используют, такие же доходы.
Мешалкин видит существенный потенциал не у аналогичных платформ, а у видеосервисов соцсетей, в особенности — «VK Видео». У стримеров уже есть своя аудитория в соцсетях, которой нужно только показать новый формат контента, заявил директор по стратегическим коммуникациям ESforce. Схожее мнение о видеоплатформе VK высказал Комков: «В теории — это главный бенефициар от блокировок любых сервисов, потому что в VK обладает гигантской библиотекой, хорошим плеером, который умеет держать нагрузку», — считает генеральный директор Winstrike.