Анонс Neuralink по проведению опытов над людьми с целью имплантировать им нейрочип вызвал большой ажиотаж в обществе. В том числе пользователей привлекло обещание Илона Маска транслировать музыку прямо в мозг. В перспективе такое применение нейроимплантов может открыть для медиабизнеса новые возможности. Sostav разобрался, почему «чипирование» перестало быть страшной сказкой, кто помимо Илона Маска работает в этой отрасли и есть ли будущее у имплантов в статусе развлекательного канала.
В очередь за колбасой нейрочипами
Компания Илона Маска Neuralink, специализирующаяся на создании вживляемых в человеческий мозг чипов, получила разрешение у Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) на проведение опытов над добровольцами-людьми. «Мы рады сообщить, что получили одобрение FDA на запуск нашего первого клинического исследования на людях!», — написала в своём Twitter-аккаунте Neuralink.
Твит собрал огромное количество положительных отзывов. Множество людей заявили о желании стать первыми, на ком проведут испытания. И это несмотря на чувствительность тематики.
Когда миллиардеры затрагивают медицинскую тему, это часто приводит к отрицательной реакции общественности. В пример можно привести скандал с «предсказанием» Билла Гейтса на тему коронавируса. Тогда люди не на шутку обеспокоились из-за высказывания Гейтса на тему вирусов («Если что и способно уничтожить более 10 млн в ближайшие десятилетия, скорее всего это будет особо опасный вирус, а не война») и произошедшей через некоторое время пандемией коронавируса. К тому же оказалось, что бизнесмен и его супруга финансировали фабрики, которые занималась разработкой вакцины от вируса.
У Neuralink тоже были неприятные PR-инциденты. Например, после публикации статьи с бывшим работником компании о сжатых сроках сдачи проекта. А также после претензии от Комитета врачей за ответственную медицину (The Physicians Committee for Responsible Medicine), который подал иск с обвинением компании Маска в негуманном отношении с животными. На это Neuralink опубликовала ролик с демонстрацией бережного обращения с испытуемыми животными.
После этого скандал резко сошёл на нет. По мнению соосновательницы PR-агентства Vinci Agency Марии Лапук, позитивная реакция на эксперименты Neuralink связана с позиционированием проекта, а также тем, что компания долго готовила аудиторию к таким новостям.
Мария Лапук, соосновательница Vinci Agency:
По словам создателей, главная задача таких нейрочипов — расширение возможностей для людей, которые страдают неврологическими заболеваниями. Так, по прогнозам Маска, Neuralink поможет преодолеть паралич, справиться тревожностью и даже улучшить работу мозга. Это смещает акцент аудитории с массового чипирования на социальную пользу разработки.
Также стоит отметить, что планы по тестированию Neuralink на людях не стали неожиданностью — компания открыто говорила об этом с 2020 года, плавно подводя общественность к такому повороту. Благодаря грамотно построенному образу социально значимой разработки и максимальной прозрачности всех исследований и планов нейрочипы от Илона Маска не встретили протестов и не повлекли рождение теорий заговора, как в случае с Биллом Гейтсом.
Не последнюю роль в положительном эффекте от кампании сыграл имидж Илона Маска. Предприниматель ассоциируется с необычными и порой эпатажными проектами, поэтому аудитория не удивилась такому проекту.
Что такое нейроимпланты
Если говорить простыми словами нейрочип — это своего рода ресивер (приёмник), улавливающий электрические сигналы мозга и преобразующий их в команды для искусственного манипулятора или компьютера. Таким образом, например, человек, не имеющий рук, может управлять протезом или компьютером силой мысли.
Почему же нельзя обойтись без вживления электродов в головной мозг? Дело в том, что сигнал, исходящий от черепной коробки, слишком слаб и не может обеспечить точность команд. Такие нейроимпланты не следует путать с чипами, которые вживляются под кожу пациента и используются как обычные NFC-метки в пластиковых картах.
Вживление нейроимпланта в мозг открывает возможность не только посылать информацию, но и принимать её. Всё что мы видим, ощущаем и слышим — это электрические сигналы, поступающие к нам в голову от органов чувств. Используя нейроимплант, мы подобным же образом можем транслировать информацию прямо в мозг. К примеру, в будущем Илон Маск пообещал проигрывание музыки с помощью вживленного чипа.
Подобного рода исследованиями учёные занимались и до Илона Маска. Ещё в начале ХХ века, открыв электроэнцефалографию или же ЭЭГ, ученые поняли, что за нейроисследованиями будущее. Проводились опыты над животными и людьми, проверялись гипотезы о возможности взаимодействия живых организмов с компьютером благодаря передаче электрических сигналов от первого ко второму, и они были успешны.
Для примера можно взять историю ученых Браунского университета из Род-Айленда, где обезьяна со вживлёнными электродами успешно управляла кружком на экране монитора «силой мысли», или опыт, описанный в журнале «Королевское общество» (The Royal Society Publishing), где сделали таракана на пульте управлении.
Сейчас, помимо компании Илона Маска, разработкой нейрочипов, которые взаимодействуют с мозгом человека, в мире занимаются несколько игроков. Наиболее известны:
- Китайский Мозговой Госпиталь Хунаня (Hunan Brain Hospital), принадлежащий правительству Китая, провёл процедуру по вживлению чипа в голову человека, страдающего алкоголизмом, чтобы избавить пациента от зависимости. Нейроимплант, фиксируя тягу к выпивке, выделяет вещество, которое используют для лечения зависимости. Однако результатов исследования пока нет, так как оно проводилось относительно недавно.
- Российская АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех» занимается разработкой гаджетов для людей с ограниченными возможностями. Компания ведёт разработку и тестирование линейки имплантов под названием Elvis. Их используют для помощи незрячим и глухим, а также для коррекции неврологических заболеваний.
- Канадский Университет Калгари (UCalgary), специализирующийся на здравоохранении, разработал кремниевый чип для диагностики заболеваний, связанных с головным мозгом. Пока что он находится в процессе разработки.
Корпорации победили: почему Илона Маска ждёт успех
Главное отличие Neuralink от вышеперечисленных разработок в том, что Маск позиционирует чип своего стартапа не только как способ помощи людям с ограниченными возможностями, но и как развлечение нового поколения. «Возможность воспроизведения музыки напрямую в мозге может дать уникальные, возможно, более интенсивные впечатления от прослушивания, поскольку убирается множество «посредников» — взаимодействие будет напрямую с центром восприятия», — рассуждает руководитель R&D «СберМаркетинга» Евгений Батяшин.
Это увеличивает целевую аудиторию и помогает привлекать больше внимания, в том числе от брендов. Следовательно, появится больше денег на разработку более совершенных нейрочипов.
Елена Коршак, руководитель акселерационных программ OKKAM (ex dentsu Russia) MarTech:
Илон Маск — визионер. И когда он обещает воспроизведение музыки через нейроимплант, возникает увлекательный сценарий, напоминающий произведение Йена Уотсона «Реклама на Канале Снов». Или новое прочтение термина direct-to-consumer — доставка контента прямо в мозг, о чём давно мечтают бренды.
Помимо обещанной возможности слушать музыку, прямой доступ к мозгу в теории может дать возможность стимулировать у пользователя практически любые сенсорные ощущения, отмечает глава направления гейминга Media Direction Digital и сопредседатель комитета АРИР по Gaming & Digital Entertainment Ads Борис Абрамов. «Представьте, что через чип вам транслируется фильм, действия которого происходят на пляже с реалистичными криками чаек, морским воздухом, запах которого вы ощущаете. А ещё задействуется приятное воспоминание вашего прошедшего отпуска», — поясняет он.
В активах у Маска есть ряд компаний, которые могут помогать друг другу в разработках, в том числе с нейрочипами:
- Starlink — спутниковый интернет, работающий в любой точке мира;
- SolarCity — создание солнечных батарей;
- Tesla — производство электрокаров и программного обеспечения для беспилотного управления транспортом;
- NeuroVigil — нейротехнологий и разработки неинвазивных мониторов для мозга;
- Vicarious — разработки в сфере искусственного интеллекта.
Это даёт преимущество над конкурентами. Понимание проблемы и осуществление шагов к её решению делает из Neuralink мощнейшего игрока на рынке, которому практически нельзя ничего противопоставить.
Алексей Незнанов, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ:
У него [Илона Маска — прим. Sostav] одновременно есть робототехника, очень большой комплекс технологий по человеко-машинному взаимодействию, в том числе для пилотов космических кораблей и прочего. Также есть большой кусок по работе одновременно человека и самоуправляемых механизмов, имеется в виду Tesla. Это всё даёт обалденную синергию. То есть у него есть возможность всё это нормально объединять, потому что здесь главное не сами нейроимпланты, а главное — это дополнительные технологии на уровне человек-машина. Получается взаимодействие технологий: получение виртуального окружения и технология работы с очень зашумленными сигналами, а также их интерпретацией с точки зрения знака общности.
Что стоит на пути повсеместного чипирования
Компании, работающие над нейрочипами, должны учитывать множество нюансов, чтобы сделать продукт безопасным и полезным для людей. В том числе важная часть внедрения нейроимплантов в нашу жизнь — это отношение общества. В пример можно привести презентацию первой модели iPhone. До 2007 года на рынке уже были представлены устройства с сенсорными экранами, но Стив Джобс смог правильно преподнести старую технологию по-новому. Apple довели её до ума и правильно представили общественности, что в итоге полностью изменило мир гаджетов.
Правильное позиционирование способно популяризировать разработки, а это, в свою очередь, удешевляет производство и делает продукт более доступным для конечного потребителя.
Алексей Незнанов, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ:
Илон Маск отнюдь не первый и не единственный, кто этим занимается. Он взялся за дело системно и очень качественно с точки зрения привлечения ресурсов. Вопрос здесь скорее не в том, через сколько лет будет развитие, а каким оно будет. И кто будет сопротивляться, а кто — продвигать. Возможно, оно будет запрещено на уровне правительства, а может, будет запрещено на уровне каких-то сообществ. Возможно, наоборот, всем настолько понравится, что все начнут говорить, что всё остальное плохо, а вот именно это и нужно развивать.
Потенциальные запреты могут быть обусловлены вопросами безопасности. «Неконтролируемое воздействие на эмоции и мышление может вызывать стресс, депрессию или другие психические проблемы у людей с нестабильной нервной системой», — отмечает Елена Коршак. Кроме того, утечки персональных данных в сеть не редкость уже сейчас. А та информация, которая может быть доступна мозговому чипу, даже более чувствительна, чем биометрические данные.
Евгений Батяшин, руководитель R&D «СберМаркетинга»:
Развитие нейроимплантов открывает много потенциальных возможностей для инноваций в сфере развлечений, однако нужно внимательно обдумывать и контролировать использование этой технологии, чтобы не нарушать этические нормы и права людей. Контроль безопасности доступа также должен быть на высочайшем уровне.
Чип должен быть защищён от потенциальных кибератак. «Возможность «залезть в голову», но уже в прямом смысле, может привести к крайне негативным последствиям с точки зрения свобод для граждан и потенциальным контролем со стороны корпораций и государств на чрезмерном уровне», — подчёркивает глава практики цифрового права Seamless Legal Владислав Елтовский.
Но что стоит понимать под чрезмерным регулированием? Какими будут законы в области нейрочипов и могут ли текущие правовые практики стать базой, на которой будет построено регулирование новой технологии? По словам Елтовского, уже сейчас разработки в сфере искусственного интеллекта подняли ряд правовых вопросов, которые не могут быть разрешены на основании существующих подходов.
«Как и, главное, кем будет контролироваться приватность личной информации? Кто может гарантировать неприкосновенность «свободной воли» и отсутствие манипуляций сознанием? Как будут регулироваться споры, связанные с недобросовестной рекламой?», — рассуждает Коршак.
Владислав Елтовский, глава практики цифрового права Seamless Legal:
Также возникает вопрос регулирования смежных отношений, которые могут затрагиваться использованием нейрочипов. К примеру, если нейрочип сможет значительно увеличивать умственные способности, то необходим раздельный подход при сравнении результатов умственной деятельности, которая влечет юридические последствия: например, вступительные экзамены в образовательное учреждение, соревнования по шахматам и любые другие случаи, когда нейрочип может дать значительные преимущества.
Аналогичным образом могут возникать вопросы о том, кому принадлежит интеллектуальная собственность, созданная с помощью нейрочипа. Должны ли права предоставляться в равной степени и лицам, использующим нейрочипы, и тем, кто полагается на естественные способности?
Все эти трудности значат одно: даже если техническая сторона вопроса будет решена, пройдёт ещё немало времени, прежде чем нейрочипы войдут в повседневную жизнь людей и брендов. Это неоднозначная, сложная, но при этом перспективная технология. Она открывает путь к ранее невиданным способам потребления медиаконтента, а также его монетизации. И немаловажную роль в том, куда заведёт нас технический прогресс, играет позиционирование — о чём свидетельствует история Илона Маска. А пока что нам остаётся лишь наблюдать, как крупные компании пытаются изменить нашу жизнь.
Автор: Иван Лященко