Проект изменений в закон «О связи», разработанный Минцифры, позволит блокировать навязчивые рекламные номера по жалобе абонентов. Теперь граждане смогут влиять на телефонный спам, сообщают «Известия».
Согласно проекту, абонент сам может обратиться к оператору связи с требованием о блокировке спам-номера. Сотовая компания передаст сведения в специальную систему, которую будет вести Роскомнадзор. В течение суток номер проверят и в случае подтверждения спама занесут в перечень и заблокируют.
Сотовые операторы опасаются, что инициатива может превратиться в шантажирование компаний возможностью заблокировать их телефоны. В результате могут пострадать добросовестные пользователи: при помощи SIP-телефонии спамеры легко подменяют номера. Кроме того, законопроект может нарушать нормы о защите тайны связи. Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский к недостаткам документа отнес включение в одно понятие «спам» трех различных явлений: рекламу, мошеннические действия (фрод) и ложные сообщения о терроризме.
В борьбе со спам-звонками необходима аналитика с использованием поведенческого анализа номера телефона, считает специалист Group-IB Лилия Лучик. На основе количества звонков, временных промежутков, длительности можно выставлять оценку входящему номеру. А далее по своей базе проверять, входит ли он в список «белых» рекламодателей и доступны ли рекламные звонки абоненту.
Эксперты считают, что эффективно было бы включить в новый документ создание единого реестра телефонов граждан, не согласных с получением спам-звонков. Предполагается, что Роскомнадзор будет передавать список в компании и в случае нарушения ими запрета вводить штрафы в размере от 100 до 500 тыс. рублей.
Ранее Sostav сообщал о технологии, которая собирает персональные данные абонентов. Она определяет номера посетителей, зашедших на сайт с мобильных устройств, а после ухода со страницы абонентов атакуют настойчивые рекламные звонки.