Пандемия внесла свои правки в работу всей телеиндустрии, начиная с алгоритма производства и заканчивая стилистикой программ и рубрик. Изменения в работе МТРК МИР начались с того, что все корреспонденты и редакторы оперативно освоили навыки работы оператора и режиссера монтажа, чтобы делать полноценный контент, не выходя из дома.
Однако решения для дальнейшей адаптации к новым рабочим условиям требовались разные, в зависимости от формата передач. Поэтому ниже мы представим опыт, навыки и лайфхаки, приобретенные за последний месяц нашими коллегами, которые работают в самых разных программах — от новостей и специальных репортажей до народного музыкального шоу.
Наталья Панкратова, выпускающий редактор утреннего вещания «МИР 24»:
«Профессиональные новости из дома» — так сегодня можно охарактеризовать процесс производства контента для телеканала. Большая часть сотрудников МТРК «МИР» сегодня работают в режиме самоизоляции, эфир обеспечивает небольшая оперативная группа — около 30 человек.
Пандемия заставила корреспондентов организовывать домашние студии и фактически осваивать видеоблогинг. И если раньше к основной массе блогеров из соцсетей профессионалы относились с легким пренебрежением, то сегодня они вынуждены снимать стенд-апы на личный телефон, параллельно изучая операторское мастерство. Отсутствие оборудования дома заставляет журналистов придумывать неожиданные решения: в качестве штативов используются стопки книг, нужное освещение настраивается с помощью домашних торшеров.
«Если требуется записать стенд-ап дома, прошу помочь свою девушку, она тоже на изоляции. Как итог — за время карантина девушка открыла в себе операторский талант», — говорит корреспондент Санкт-Петербургского филиала телеканала «МИР» Максим Васильчук.
Почти все интервью (в том числе и продолжительные, хронометражем более 20 минут) записываются через Zoom и Skype. И если эти два вида удаленной связи использовались и раньше, то сегодня появился еще один способ получения комментариев: спикеры снимают свои ответы на телефон, а затем отправляют видео через мессенджеры или ссылками на облачные хранилища.
Мария Казакова, руководитель продюсерского блока, заместитель директора информационной службы «МИР 24»:
Продюсерам приходится просить очень часто, чтобы люди сами себя сняли. В целом — соглашаются общаться. Эксперты и медиаперсоны на самоизоляции и располагают свободным временем, поэтому получить оперативный комментарий стало легче; сложнее настроить технические аспекты и объяснить азы грамотной съемки.
«Количество летучек в Zoom значительно увеличилось, как и их продолжительность, — говорит шеф-редактор программы «Культтуризм» Надежда Боричева. — Все задачи, которые я раньше ставила корреспондентам лично, теперь приходится объяснять в мессенджерах, по телефону или в режиме видеоконференции».
Необычайную ценность получил видеоконтент, предоставленный государственными ведомствами и информационными агентствами (на время пандемии были приостановлены все командировки и даже выезды на съемки). Еще один неиссякаемый источник видео, особенно для развлекательных программ, — социальные сети медийных персон, которые пытаются закрепиться в информационном поле в период режима самоизоляции. Звезды сегодня — чуть ли не главные производители «антистрессового контента», который так необходим зрителям, находящимся в потоке негативных новостей о коронавирусе.
К ситуации самоизоляции приспособились даже авторы тревел-тематики: они удаленно интервьюируют героев своих прошлых программ и готовят актуальные выпуски.
В целом благодаря развитию технологий телеканал оказался готов к неожиданной трансформации. Правда, надо признать, что техническое качество контента значительно снизилось: съемка на телефон пока не может сравниться с работой профессиональных видеооператоров.
Для того, чтобы в условиях «удаленки» максимально приблизиться к профессиональному уровню съемки, ведущий программы «Мир. Главное» Алексей Мельников соорудил в домашних условиях мини-студию и научился настраивать свет:
Алексей Мельников, ведущий программы «Мир. Главное»:
С помощью дистанционных консультаций главного оператора МТРК «МИР» Дмитрия Ходаковского и главного режиссера телеканала «МИР 24» Кирилла Борисова получилось подобрать нужный ракурс и освещённость. Для равномерного света пришлось даже заделать фольгой для выпечки окно рядом с рабочим столом. А помимо подбора ракурса, установки «камеры» из планшета и художественного света нужно было научиться записывать онлайн-разговоры и начинать осваивать видеоредактор. Одним словом, о возможностях персонального компьютера за последние три недели я узнал намного больше, чем за всю жизнь до этого.
Но всё-таки, беседуя из получившейся в итоге домашней мини-студии, я периодически думаю: сумел бы мой собеседник удержать на лице серьёзное выражение, если бы увидел, как выглядит мой домашний аппаратно-студийный комплекс? А среди спикеров последних дней — доктора, послы и даже священники.
О специфике интервью со спикерами в условиях самоизоляции говорит и продюсер бизнес-клуба «МИР 24» Анастасия Морозова. Также она рассказала, как приложения для видеоконференций помогают готовить «Специальный репортаж» с нуля, не покидая стен квартиры.
Анастасия Морозова, продюсер бизнес-клуба «МИР 24»:
В связи с режимом самоизоляции мы перевели наш бизнес-клуб в онлайн-формат. За неимением возможности снимать на мероприятиях, как мы это делали ранее, мы берём интервью через Zoom.
Технически наша работа выглядит так: мы договариваемся об интервью с интересными нам персонами, снимаем по два мини-интервью в день с представителями разного бизнеса о том, как они на ходу адаптируются к ситуации, какие запускают новые продукты и услуги, как помогают людям и какой будет мир после карантина и кризиса. В одном сюжете теперь один респондент, а интервью сократились до трех-пяти минут. Далее наш корреспондент сама монтирует полученное видео, после чего оно уходит в эфир и в публикацию на наших онлайн-площадках. Весь этот процесс происходит из дома.
Пример «Специального репортажа» от бизнес-клуба «МИР 24» — по ссылке.
Также телеканал «МИР» приспособился готовить в условиях самоизоляции программу, которая основана на постоянной коммуникации с большим количеством людей на улице — музыкальное шоу «Играй, дутар!». О том, как поиски альтернативы привели к неожиданным технологическим решениям, рассказал директор дирекции программ, а также ведущий «Играй, дутар!» Владимир Самборский:
Владимир Самборский, директор дирекции программ, ведущий «Играй, дутар!»:
Для начала нужно было осваивать новые технологии. Нет, речь даже не про Zoom или Skype, которые сейчас так востребованы. Речь про новые технологии в музыке. Нам пришлось стать «профессиональнее». Если раньше ведущий, всемирно известный продюсер Вова, и его помощники — шоу-дуэт «Богатые и знаменитые» — ходили по улицам, пели и танцевали со встречающимися им по дороге людьми, и этот эпизод получал свои 30 секунд эфирного времени, то теперь для того, чтобы просто спеть песню втроем, нужно приложить немало усилий.
Записать её в режиме Zoom-конференции невозможно — задержка по звуку у всех разная, и музыканты при всем желании не смогут «попасть друг в друга». Чтобы записать самый элементарный конферанс, нам нужно пользоваться методами профессиональных музыкантов. То есть сначала кто-то один исполняет песню и полностью её записывает, затем остальные участники слушают её в наушниках и одновременно записывают свои партии. После этого режиссер и звукорежиссер всё это сводят, если можно так выразиться, в один трек. Таким образом, то, на что мы раньше тратили пару минут времени, стало сложным процессом, требующим помощи режиссеров.
Но есть у этого процесса и обратная сторона. Основа программы — это выступления конкурсантов. Это самые обычные люди со всей страны, вернее, со всего Содружества. Среди них нет профессиональных музыкантов или специалистов с телевизионным опытом — это просто люди, которые любят петь и играть. И в обычной жизни у них не всегда были силы, время, настроение или возможность записать выступление для программы. Сейчас же, когда почти все сидят по домам, творчество — это то, что не дает людям сойти с ума. Достаточно просто посмотреть, сколько песен про коронавирус и самоизоляцию написано за последние пару недель. Одним словом, материала для программы у нас стало гораздо больше — творчество из народа прёт!
По мнению политического обозревателя отдела корреспондентов Дмитрия Барбаша, работа в условиях самоизоляции сделала лиц с телеэкрана ближе к зрителям.
Дмитрий Барбаш, политический обозреватель отдела корреспондентов:
Я бы такой формат оставил и после всех карантинов. Мы всегда были по другую сторону экрана, а теперь мы приглашаем зрителя к нам, в «телек», в съемочную группу. И людям это интересно. И материалы получаются хорошие. Да, они не совсем профессионально сняты, но зритель им верит, потому что они смотрятся как кусочек реальной жизни. Как такой большой лайф.