Sostav.ru
11.01.2021 в 12:30

Ирина Ефимова, Monstars: soft skills — навыки будущего

О важности «мягких» навыков и о том, как их прокачать

1
Ирина Ефимова

«Развивайте ваши soft skills!» — фраза, которую мы слышим почти каждый день. Часто у нас создается впечатление, что эти самые «мягкие» или «гибкие» навыки были обнаружены в сознании человека совсем недавно и теперь активно развиваются и используются специалистами во всех отраслях. Однако это не совсем так, и история возникновения этого термина намного интереснее. Ирина Ефимова, управляющий партнер Monstars, рассказала, что такое «мягкие» навыки и как правильно их развивать.

Знакомое всем нам понятие soft skills впервые было использовано в 1960-х в исследованиях, посвященных совершенствованию программы подготовки солдат в Армии США. Позднее разработанные методики использовались при подборе сотрудников в службы Госдепартамента Соединенных Штатов в 1980-е годы. Отсюда же появилось понятие «компетенция».

Как известно, в отличие от жестких навыков, т. н. hard skills, гибкие не имеют прямой связи с профессиональными способностями человека — умением работать с теми или иными программами, знанием механизмов, опытом работы и т. д. Soft skills представляют собой некий набор личностных качеств человека. Например, коммуникабельность, креативное мышление, гибкость ума и стрессоустойчивость. Сейчас подобные навыки приобретают особое значение, поскольку способствуют успешной работе и карьерному росту.

Мне очень нравится думать, что стресс — лучшее оружие нашего организма, благодаря которому в давние времена мы не стали жертвой хищников.

Уже сегодня существуют определенные способы проведения анкетирований и собеседований, чтобы раскрыть «мягкие» навыки потенциального сотрудника.

Пример вопроса из анкеты для респондентов

Согласно статье Николетты Бика, во время собеседования респондентам следует задавать поведенческие и ситуационные вопросы, так как эти типы вопросов открытые, что позволяет кандидатам говорить о своем личном опыте по-своему.

Из статьи «Как оценивать soft skills во время собеседования»:

Поведенческие вопросы склоняют потенциального работника опираться на свой предыдущий опыт. Ответы респондентов можно разложить на несколько составляющих по принципу STAR (Ситуация/Situation — Задача/Task — Действие/Action) — Результат/Result).

Когда я занимал должность начальника PR-отдела, я заметил, что двое из сотрудников плохо ладят, и это мешает эффективности их работы (Ситуация). Мне нужно было найти способ решения этой проблемы и помочь им найти общий язык (Задание). Я провел с ними личные беседы, а потом мы вместе все обговорили (Действие). После этого работа была налажена и проблем больше не возникало (Результат).

Ситуационные вопросы, в свою очередь, носят гипотетический характер. Они могут быть сосредоточены на том, с чем кандидат, скорее всего, столкнется, если получит работу. Например: «Что вы будете делать, если отстанете от графика и не уложитесь в сроки?» и т. д.

Можно сделать вывод, что в ближайшем будущем обладание soft skills и их развитие станут одними из ключевых аспектов в жизни человека. Это связано прежде всего со скоростью развития технологий и изменчивостью окружающей среды.

В связи с этим работодатели все чаще ищут человека с «полным набором» необходимых «гибких навыков» и способностей. Недавно Университет Восточного Кентукки опубликовал список «10 лучших soft skills»:

  1. коммуникабельность;
  2. вежливость;
  3. гибкость ума;
  4. честность;
  5. навыки межличностного общения;
  6. позитивный настрой;
  7. профессионализм;
  8. ответственность;
  9. умение работать в команде;
  10. знание трудовой этики.

Сегодня подобные навыки приобретают большое значение в сфере маркетинга. Помимо развитого креативного мышления и многозадачности в данной сфере также важны коммуникабельность и умение общаться с клиентом. Помимо определенных «протокольных» и официальных диалогов существует необходимость в некоем межличностном взаимодействии между заказчиком и исполнителем.

Так, в одной из своих статей Джастин Коупленд говорит о том, что небольшая приятная беседа между бизнес-партнерами или коллегами способствует увеличению их социальной сплоченности, уменьшает подсознательную робость человека перед «новыми» людьми и структурирует социальное взаимодействие. Часто достаточно лишь спросить человека о погоде, самочувствии, новом фильме и т. д. Подобный small talk поможет ему почувствовать положительный настрой и открытость собеседника. Умение поддержать беседу, найти общий язык с людьми и расположить их к себе — одни из важнейших «гибких» способностей.

Однако ошибочно думать, что эти навыки невозможно развить. Существуют различные способы освоения «гибких» навыков, среди которых выделяют различные тренинги, образовательные курсы и лекции. Один из них — мой урок «Soft skills в маркетинге».

В своей лекции я раскрываю основные особенности и тонкости использования «гибких» навыков в маркетинге. О том, какие существуют типы soft skills и почему для профессионала так важно овладеть навыками стресс-менеджмента. Отвечаю на вопросы о том, что такое креативное мышление, и делюсь секретами правильного общения с клиентом.

Эти и многие другие советы можно найти в уроках, опубликованных на образовательной платформе Pavelena.com.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.