Ближайший год европейские ритейлеры продемонстрируют стабильный рост, но его темпы замедлятся, а российские компании, в частности X5 Retail Group и «Лента», в ближайший год будут увеличивать свою EBITDA быстрее, чем торговые сети в Западной Европе, сообщает РБК со ссылкой на исследование Moody's.
Moody's прогнозирует, что в 2019 году средний рост выручки ритейлеров составит 3,1%. Хотя экономические условия будут поддерживать рост, некоторые компании будут испытывать трудности с адаптацией к изменению поведения потребителей. Хорошие экономические перспективы для роста торговли в Moody's видят в континентальной Европе, но сильная конкуренция сдерживает долгосрочные перспективы роста для некоторых компаний, отмечают аналитики. Они прогнозируют, что ритейлеры, находящиеся в континентальной Европе, достигнут среднегодового роста выручки на уровне 3,6%. Наихудших показателей ждут от британских ритейлеров на фоне угроз, которые связаны с решением страны выйти из состава Евросоюза.
К числу компаний, которые могут показать результат значительно выше среднего уровня (более 10%), агентство отнесло российскую X5 Retail Group. В эту же группу попали британская B&M и нидерландская Action. В группу потенциального роста на уровне 5−10% попала другая российская сеть — «Лента» (в этой же группе также оказалась британская Tesco).
Среди компаний, чьи темпы роста на уровне или чуть ниже средних по рынку (2−5%), называются Carrefour, Metro и Kingfisher (сеть DIY-товаров Castorama). Аутсайдерами по уровню роста EBITDA в Moody's считают британскую сеть универмагов Debenhams, одежного ретейлера Marks & Spencer, немецкую Ceconomy (сеть магазинов электроники Media Markt): они, по мнению аналитиков, могут даже столкнуться со снижением этого показателя.
Российский розничный рынок в 2019 году останется «сложным» из-за слабого потребительского спроса и усиления конкуренции, но X5 Retail Group и «Лента» смогут «сохранить кредитоспособность благодаря лидерским позициям на рынке, высокой маржинальности и разумной финансовой политике». Рынок еще не прошел фазу агрессивного роста и характеризуется более низким уровнем конкуренции, поскольку остается много несетевой розницы и рынков, с которыми крупным ритейлерам легко конкурировать и продавать товары с высокой рентабельностью.
В Moody's также отметили, что формат магазинов-дискаунтеров будет сдерживать рост прибыли традиционных ритейлеров, особенно это будет заметно в сегменте продуктовых сетей. Снижение спроса подталкивает некоторые компании к уменьшению форматов, а также необходимости адаптировать форматы под изменение потребительских привычек: традиционное преимущество «все под одной крышей», которое универмаги имели перед стрит-ретейлерами, в эпоху интернет-торговли перестало быть столь актуальным.