Совокупная наценка на социально значимые товары снизилась в 2,5 раза и составила 6,4% по итогам 2023 года, сообщают «Известия» со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
ФАС подготовила информацию на основе данных от 11 крупнейших торговых сетей. Речь идет о чуть более чем 20 категориях. В числе продуктов говядина, свинина, мясо птицы, масло, чай, овощи, молоко и другие.
Служба зафиксировала, что в среднем наценка на социально значимые товары сократилась с 16% в 2022 году до 6,4% в 2023. В 2021 году она составляла 22%.
Среди механизмов стабилизации цен служба выделила различные виды мониторинга ценовой ситуации и непосредственно розничной стоимости товаров первой необходимости, а также анализ показателей производителей продуктов.
Сработали также соглашения, которые заключают власти и бизнес о добровольном ограничении наценок. «На середину марта 2024 года такие соглашения действуют в 35 регионах, они заключены с 9,4 тыс. организациями торговли, 46 производителями и 23 оптовыми организациями», — говорится в докладе ФАС.
В результате ритейлу и властям удалось сбалансировать цены: число жалоб на подорожание сократилось в 11,5 раза. При этом эксперты отметили, что, например, растительное масло, гречка и пшеничная крупа дешевле, чем годом ранее, а «борщевой набор» аграрии отгружают по более низким ценам, чем в 2022 году.
Ранее сообщалось, что российское вино подорожает на 35% из-за роста акцизов. Это также связано с удорожанием стоимости основных и вспомогательных материалов производства, комплектующих и транспортных расходов.