Без живого общения и новых знакомств онлайн-мероприятия всегда будет уступать своим офлайн-аналогам. Александр Альперн, основатель и генеральный директор Webinar Group, собрал основные рекомендации, как эффективно и несложно организовать нетворкинг на виртуальном событии.
Онлайн-ивенты долгое время уступали офлайновым именно из-за нетворкинга: в интернете невозможно так же легко подойти к кому-то во время кофебрейка, поговорить со спикером в кулуарах и завязать полезное знакомство, перебросившись парой слов с соседом во время доклада. Но с началом пандемии, когда вся жизнь сместилась в онлайн, компаниям пришлось научиться не только проводить масштабные ивенты в виртуальной среде, но и создавать все условия для продуктивного нетворкинга.
Сейчас в инструментах для организации виртуального общения недостатка нет: сюда относятся как классические каналы (мессенджеры, соцсети, мобильные приложения под мероприятия), так и специальные сервисы, количество которых за последнее время заметно выросло. Так что основная задача организаторов связана с выбором способов, которые будут лучше всего отвечать целям мероприятия.
Диалог со спикером
На любом мероприятии нетворкинг представлен в нескольких видах: это вопросы спикеру, групповое общение в перерывах, приватные беседы, обмен замечаниями во время доклада — и в онлайне для каждого из них могут использоваться отдельные инструменты.
Встроенные чаты вебинарных сервисов — отличный вариант для обмена мыслями во время выступления. В этом плане офлайн даже уступает онлайну, поскольку сложно представить беседу во время реального выступления докладчика. Многие используют этот канал и для вопросов спикеру «из зала» — но недостаток этого подхода в том, что они могут легко затеряться в общей ленте. И даже если побуждать слушателей задавать вопросы в финале выступления или в отдельной вкладке — как показывает практика, все равно часть из них будет сыпаться в общий чат. Поэтому если вы используете этот канал для общения со спикером, позаботьтесь о модераторе, который будет мониторить ленту и фиксировать все вопросы и замечания.
У некоторых сервисов есть возможность адресовать ряд вопросов самому спикеру, чтобы он мог выбрать, на какие из них отвечать и в каком порядке. Так, на Startup Village для некоторых выступающих была предусмотрена механика второго экрана, на котором они могли видеть, что спрашивают у них слушатели, и отвечать сразу во время доклада.
Многие участники конференций предпочитают не задавать вопросы спикеру публично, а персонально обсудить что-то в кулуарах после выступления — тем более что это отличный способ завязать знакомство. В онлайне найти человека, когда он уже закончил свое выступление, сложнее.
Самый простой способ связать спикера с аудиторией — попросить его оставить свои контакты и удобный способ связи в конце доклада. Но тут есть очевидный минус — многие предпочитают давать слушателям свой адрес электронной почты, которую проверяют нечасто, поэтому многие вопросы рискуют остаться без ответа или потерять актуальность. Из ситуации можно выйти более изящным способом: например, на форуме SAP NOW для общения со спикерами вне докладов использовались вебинарные комнаты на нашей платформе — любой участник в удобное время мог войти в любую вебинарную комнату, чтобы задать вопросы интересующему его эксперту.
Беседы в кулуарах
Отдельный (и, пожалуй, один из самых сложных) блоков нетворкинга — неформальное общение участников между собой. Для этой цели хорошо подходят мессенджеры: здесь участники легко могут перейти к личному общению, отвечать в любое удобное время — а кроме того, такие чаты могут продолжать «жить» и после окончания события.
Сложность состоит в том, что такое общение, как правило, хаотично и тяжело инициируется: познакомиться в WhatsApp-чате намного сложнее, чем за кружкой кофе во время перерыва, и многие новички часто не знают, что писать. Выйти из такой ситуации можно, задавая темы для общения — на той же конференции Startup Village, о которой шла речь выше, гости общались одновременно в общем Telegram-чате и в беседах по направлениям, которые вел бот.
Еще один спорный вопрос связан с использованием видеосвязи всеми участниками. Разумеется, нетворкинг идет намного активнее, когда собеседники могут видеть друг друга, но сложно представить, что на мероприятии даже на несколько десятков человек (не говоря уже о сотнях и тысячах) каждый включит камеру и присоединится к общению. Зато видео становится хорошей основой для активностей, специально «заточенных» на нетворкинг: например, можно разделить всех желающих на небольшие группы в сессионных комнатах и под руководством модератора помочь участникам познакомиться между собой, найти общие темы или выполнить несложные задания, чтобы преодолеть первичный барьер. Кроме того, видеосвязь — отличный инструмент для приватного общения или менторских сессий.
До и после
В отличие от офлайна, участникам онлайн-событий нужно помогать взаимодействовать между собой — хотя бы в силу того, что у нас пока не сложилась культура нетворкинга на виртуальных мероприятиях. Есть риск, что без инициативы со стороны организаторов гости так и не начнут общаться. На эту задачу хорошо работают дополнительные активности: конкурсы, опросы, голосования, отдельные обсуждения и работа в мини-группах. Хорошо, если у участников есть возможность не только задавать вопросы спикеру, но и лайкать и комментировать сообщения других слушателей — это поможет им легче найти общие темы.
В онлайне нужно предоставить инструменты для нетворкинга не только во время мероприятия, но также до и после него — поскольку в виртуальной среде начать и продолжить общение обычно сложнее, чем в офлайне. В качестве площадок для «предварительного» взаимодействия подходят страницы в соцсетях — но чтобы они действительно работали, вы должны вести на них какую-то активность: например, запустить опрос с обсуждением или объявить конкурс на лучший вопрос спикеру перед выступлением. Для самых активных участников можно предусмотреть бонусы — подарки от организаторов или онлайн-встречу со спикером.
Чтобы участники могли продолжить знакомиться и после мероприятия, им нужен какой-то инструмент для обмена контактами: от простой Google-таблицы, где желающие могут оставлять информацию о себе, до досок Miro — в этом случае гости конференции смогут прикреплять свои «визитки» так же, как и на тематических досках на офлайн-ивентах.
Аналитика общения
Чтобы понимать, как взаимодействуют между собой гости и какие действия способствуют общению между ними, важно собирать и анализировать статистику каждого мероприятия. Это можно делать как вручную (для небольших ивентов), так и с помощью специальных инструментов.
Так, действия участников Telegram-чата можно отследить с помощью бота Combot, который показывает среднее количество сообщений за выбранный период времени, число активных пользователей и колебания активности чата в течение суток.
А на платформе Webinar недавно появилась возможность изучить, как менялась вовлеченность участников на протяжении всего вебинара. Информация выгружается в виде графика вовлеченности, который строится на основании таких показателей, как количество сообщений в чате, новые вопросы, число активных участников (тех, которые остаются в браузере на вкладке вебинара) и других. Это позволяет увидеть, какие моменты вызывали у пользователей наибольший отклик, а когда они, наоборот, чаще отвлекались.
Пример графика вовлеченности
В целом онлайн-мероприятия, вероятно, останутся с нами надолго, и прямо сейчас мы наблюдаем формирование полноценной культуры деловых знакомств и общения в интернете. У этого формата большие перспективы: онлайн способен связать людей, находящихся в разных уголках земного шара, а развитие технологических возможностей — от видеосвязи до VR — в будущем сможет сделать виртуальный нетворкинг столь же эффективным, как и в офлайне.