По данным исследования центра социального проектирования «Платформа» и «Национальной медиа группы» (НМГ), 60% россиян считают, что кино должно воспитывать и влиять на ценности человека (год назад этот показатель был ниже на 5 п.п.), а 82% российских зрителей позитивно оценивают качество производимого в стране контента (+5 п.п. год к году). Результаты исследования имеются в распоряжении Sostav.
Просмотр фильмов и сериалов по-прежнему остается любимым видом проведения досуга для россиян: две трети опрошенных в возрасте от 45 до 54 лет предпочитают его чтению, музыке и компьютерным играм. Среди молодёжи приверженцев кинематографа почти вдвое меньше — 34%, 23% из них выбрали компьютерные игры.
Участники опроса выбрали несколько тематик и ценностей, которые они бы хотели видеть в кино:
- история страны, патриотизм (33%);
- важность психологической поддержки, доброта, сострадание (31%);
- опасность употребления наркотиков, алкоголя, курения (30%);
- проблемы детей (28%);
- развитие гражданского общества, защита прав, проблема коррупции (23%).
Тема экологии и защиты природы стала менее актуальной для россиян по сравнению с прошлым годом и не вошла в в топ-5 наиболее востребованных.
В отнощении отечественного кинопроизводства оптимистичнее всего настроены люди в возрасте от 35 до 44 лет. Почти 70% из них считают, что российские картины смогут привлечь зрителя в кинотеатры. Рост доверия аналитики связали с появлением на киноплатформах новых сюжетов, иной проблематики, которые близки к интересам и опыту российского зрителя, новых экранных героев, а также с тем, что проекты стали более современными и технологичными.
Больше всего тех, кто считает, что кино на подъёме, среди людей в возрасте от 45 до 54 лет, скептиков — старше 55 лет. Точки роста «отцы» и «дети» видят по-разному: старшему поколению не хватает полезных тематик, воспитывающих людей, оптимизма, доброты и позитивного взгляда на будущее, молодёжь же ждёт захватывающих сюжетов, качественных съёмок, спецэффектов и графики. Люди более старшего возраста сравнивают современное кино с советским, а молодёжь — с картинами международного проката, отмечается в исследовании.
При этом молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет также проявляют заметный интерес к развитию социально значимого контента. Их доля составляет 56% от общего числа опрошенных в этой возрастной группе. Для них важно, чтобы кино не было манипулятивным и назидательным, а не только содержало ценностные ориентиры и развлекало.
С таким подходом согласны 78% зрителей в возрасте 55 лет и старше. Они признают, что воздействие может быть мягким, а не только прямолинейным.
В рамках исследования была сформирована методика измерения импакт-контента в России. Всего она насчитывает 11 параметров, по которым зрители оценивали от 1 до 5 просмотренных кинокартин.
Исследование проводилось в мае-июне 2022 года. В опросе приняли участие 1,4 тыс. респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек. Кроме того, были проведены две фокус-группы со зрителями топ-5 социально значимых фильмов, отобранных в соответствии с критериями измерения импакт-контекта, а также сессия с участием 55 экспертов, профессионально связанных с кинопроизводством.
Светлана Баланова, генеральный директор «Национальной медиа группы»:
В прошлом году в рамках Российской креативной недели НМГ представила результаты исследования зрительского запроса на социально значимое кино. Мы рады отметить, что наши усилия по популяризации социально значимого контента дали отличный результат, за проведший год интерес к такому кино вырос как среди зрителей, так и среди производителей контента. С этого года НМГ в партнёрстве с клубом «Хедлайнеры. Импакт Медиа» и ЦСП «Платформа» запускает новый рейтинг российских фильмов с высоким социальным эффектом. Задача рейтинга — определить кинематографические работы, которые оказали наиболее заметное влияние на ценностные представления и активность зрителей после просмотра фильмов.
Для нас это исследование — еще один шаг в системном развитии индустрии импакт-контента. Как производители и дистрибьюторы, мы не можем не думать о социальных эффектах нашего продукта и результатах интеграции в контент помогающих инструментов. Мы хотим делать это системно и с прицелом на долгосрочное системное развитие рынка в этом направлении.