Россияне стали гораздо рациональнее подходить к новогодним покупкам, не совершая лишних трат. Так, средний россиянин собирается потратить на празднование Нового года 16 900 руб., что меньше, чем в том году, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Deloitte «Новый год и Рождество — 2019».
В этом году на планах потребителей сказываются опасения по поводу ситуации в экономике. За год стало намного больше россиян, которые считают, что экономика страны находится в рецессии: в прошлом году таких было 51%, а в этом — уже 61%. Заметно — с 22 до 30% - выросла и доля россиян, ожидающих снижения своей покупательной способности в новом году.
Год назад потребитель был готов немного нарастить праздничные траты — до 17 600 руб., что даже больше, чем до кризиса. Но по факту расходы оказались заметно скромнее — около 16 000 руб. В целом новогодний бюджет уже шестой год подряд остается в пределах 16 000−17 000 руб. Структура его также не меняется: большая часть расходов придется на еду и напитки (47%), почти столько же — на подарки (42%), остальное — на развлечения.
Самые желанные подарки у россиян — деньги, путешествия, смартфоны, парфюмерия, но они получат традиционные шоколад и косметику. Зато 80% женщин и 74% мужчин собираются сделать подарки сами себе.
Предпочтения относительно подарков в регионах различаются. Например, в Санкт-Петербурге традиционно на 2-м месте по популярности — книги, хотя по стране они на 5-м месте. На юге России в топ входят товары из раздела «красота и здоровье», а в Екатеринбурге быстрее всего растут предновогодние продажи электроники.
Основной период покупок к Новому году придется на две последние недели месяца: в эти сроки собираются покупать подарки 60% респондентов. Потребители внимательнее следят за акциями и пользуются ими многократно, говорит представитель онлайн-ритейлера Ozon Мария Заикина: уже более 20% клиентов делают две или более покупки в период длинных распродаж ноября — начала декабря.
Пока же у розницы «тихий период». Как правило, вторая половина ноября — первая декада декабря — это затишье у покупателей, которые понимают, что вскоре предстоят большие траты. Ритейлеры ожидают прирост продаж перед Новым годом максимум на единицы процентов.
Пока покупатели не стали больше тратить на детские товары и подарки, подтверждает тенденцию начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК «Детский мир» Надежда Киселева: по сравнению с прошлым годом в ноябре 2018 г. средний чек на игрушки существенно не изменился, при этом в одном чеке стало больше товаров. У Lush стабильны и средний размер покупки, и число товаров в чеке.