«СберТаргет» представил топ-10 категорий, у которых пик спроса приходится на декабрь. На первом месте в списке часы и ювелирные изделия. Второю строчку занимают изделия из стекла и хрусталя (посуда, лампы и абажуры, зеркала, картины, гончарные и керамические изделия). Тройку лидеров замыкают подарки и сувениры (поздравительные открытки, воздушные шары, праздничные украшения, оберточная бумага, банты и прочие канцелярские принадлежности). Исследование «СберТаргета» есть в распоряжении Sostav.
Ключевые тренды во всех категориях:
- Рост среднего числа покупок в месяц в декабре 2022 года относительно октября прошлого года. Исключение составили категории «Косметика», «Кожаные изделия», «Мужская одежда» в Москве и «Подарки и сувениры» в Санкт-Петербурге.
- Снижение среднего количества покупок в месяц при сравнении октября 2022 года к октябрю 2023 года. В Москве сильнее всего число покупок сократилось в категориях «Игрушки и хобби-товары» (снижение на 35%) и «Косметика» (минус 35%). В Санкт-Петербурге спад покупок произошёл в тех же категориях: «Игрушки и хобби-товары» (минус 28%) и «Косметика» (минус 29%), «Часы и ювелирные изделия» (минус 28%).
В Москве и Санкт-Петербурге основную прибыль в указанных категориях приносят новые покупатели. Наименьшая доля новых клиентов в обороте наблюдается в категории «Косметика» — потребители в этом сегменте больше привязаны к одному бренду или к конкретному магазину.
Покупатели стали тратить больше в обоих городах и почти во всех категориях. Если сравнивать показатели октября 2022-го и 2023 года, то больше всего средний чек увеличился в категории «Кожаные изделия» в Москве (рост на 108%), но в Санкт-Петербурге произошло снижение на 15%.
Также средний чек вырос в категориях «Музыкальные инструменты» (плюс 45% в Москве, плюс 26% в Санкт-Петербурге) и «Косметика» (плюс 31% в столице, плюс 8% в городе на Неве).
В Санкт-Петербурге стали больше тратить в категориях «Часы и ювелирные изделия» (плюс 37%) и «Мужская одежда» (плюс 27%). В Москве также наблюдается рост, но не такой значительный (плюс 16% и 19% соответственно).
В некоторых категориях пиковые показатели среднего чека приходятся именно на декабрь: «Кожаные изделия» в обоих городах, «Изделия из стекла и хрусталя», «Подарки и сувениры», «Игрушки и хобби-товары», «Музыкальные инструменты» — в Санкт-Петербурге.
Товары из категории «Часы и ювелирные изделия» в Москве приобретают реже, чем в Санкт-Петербурге почти в два раза. Такая же ситуация в категории «Изделия из стекла и хрусталя». Но тратят москвичи значительно больше не только в этих категориях. Если посмотреть на категорию «Мужская одежда», сумма в чеках может отличаться в 2,5 раза. Примерно одинаково жители обоих городов расходуют в категориях «Бытовая техника» и «Игрушки и хобби-товары».
Продукцию в перечисленных категориях покупают преимущественно женщины. Мужчины являются ключевыми клиентами в категориях «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты» и «Мужская одежда» в Москве. В Санкт-Петербурге только в отрасли «Бытовая техника» основными клиентами являются мужчины, в остальных категориях — женщины.
Мужчины обращают внимание на функциональность и статусность. Решение принимают исходя из логики и значительно быстрее, чем женщины, поэтому лучше воспринимают простую рекламу с чёткими формулировками.
Женщины уделяют больше внимания деталям, наличию отзывов и понятных условий. Они думают о выгоде, любят более эмоциональные и яркие образы.