Техно-продакшн компания Rent Media Systems выступила техническими партнером международного фестиваля медиаискусства «Новая уникальная реальность» (НУР) в Казани, главная цель которого — идентификация культурного кода через призму медиаискусства. CEO и технический директор Родион Фаткулин назвал топ-5 самых интересных арт-инсталляций, за которые отвечала команда аудио- и видеоинженеров.
«Пересеченная местность»
Мультиэкранная аудиовизуальная инсталляция «Пересеченная местность» на заводе им. Александрова техно-музыканта и медиахудожника Станислава Глазова, который предпочитает выступать на модульных синтезаторах в обилии проводов и кабелей. Инсталляция схематично воспроизводила местность, покрытую холмами, рытвинами и неровностями, оврагами. В результате создавался причудливый уникальный орнамент, сплетающийся из множества разных линий. Смотрящим предлагалось разглядеть ассоциации с линиями и переплетениями собственной судьбы.
Наша техническая задача состояла в том, чтобы показать насыщенный графический объём информации в ограниченном пространстве и эффективно его распределить. Для этого мы применили одно из самых востребованных технических решений — мультиэкранные интерактивные системы. Мы расположили экраны под разным углом друг к другу, благодаря этому зритель «окунался» в то, что видит.
Struggle of Opposi̇tes
На площадке Казанского художественного училища, вместе с медиа художником VMT из Баку сотворили инсталляцию Struggle of Opposi̇tes, в которой на примере генеративной графики и созданного специально для неё звукового сопровождения отображалась борьба негатива и позитива внутри человека. Инсталляция великолепно выразила нашу ежедневную работу на ивент-проектах.
При технической разработке инсталляций мы сначала спроектировали её цифровой двойник в графическом 3D-редакторе. В трёхмерной сцене разместили виртуальные дисплеи, камеры и проекторы (источники света), а затем в сцену поместили виртуальных зрителей. Полученный результат проанализировали со всех ракурсов, затем осуществили монтаж. На выходе получили выверенную до мельчайших деталей медиаинсталляцию.
VIVO
В пространстве Национальной библиотеки Республики Татарстан вместе с яркой медиахудожницей из Казани VIVO (Нади Кимельяр) построили инсталляцию, посвященную восприятию процессов трансформации одной биологической субстанции в другую, смерти одного и жизни на этом же месте другого, нового. Инсталляция получилась глубоко медитативной и созерцательной.
Здесь мы также применили наиболее оптимальное и гибкое техническое решение —мультиэкранную систему, которая дает возможность сочетать разные по размеру и технологиям отображения экраны. Например, можно сшить пять видеостен и три проектора для мэппинга. Однако для визуализации картины Кимельяр это не потребовалось.
«Мы»
Инсталляция «Мы» медиахудожников Андрея Рылова и Насти Яцхей создано с помощью нейросети StyleGAN. В нём авторы размышляют о новом виде близости, когда сознание останется уникальным, но перестанет быть приватным. Тогда появится возможность перешагивать через границы своей телесности и сливаться с разумом другого индивида.
Работа с нейросетью не просто расширяет наше представление о телесности, но и даёт новый взгляд на коммуникативные возможности.
В процессе подготовки инсталляции мы примеряли все технические элементы (экраны, источники света, зритель) в режиме VR на виртуальных экранах. Это позволило нам увидеть систему с различных ракурсов, объективно оценить, что попадет в поле зрения зрителя, рассчитать скорость перемещения анимированных объектов. После финальной виртуальной примерки мы определили итоговой список аудиовиузального оборудования и приступили к его застройке.
Ecem Dilan Köse, Hakan Yilmaz
С медиахудожниками из Турции Хакан Йылмаз и Эджем Дилан Косе мы объединились для создания генеративной инсталляции, посвященной взаимопроникновению органических текстур и цифровых данных. Инсталляция позволила преодолеть искусственные различия в обработке информации, тщательно переплетая данные цифрового и физического мира в единое целое.
Нам нравится предлагать технические решения, обеспечивающие интерактивную связь с контентом, когда зритель сам может выбрать, что и в каком порядке он хочет посмотреть. Например, с помощью привычного тачскрина, жестов (Microsoft Kinect) через планшет или специальное устройство управления 3D-пойнтер. Но в реализации технической задачи для Эджем и Хакан пришлось остановится на бесшовном видеоэкране размером 2×2 из 40 кубов MicroTiles.
Искусство в жизни
Аудиовизуальный опыт на фестивале НУР помог нам укрепить понимание, что в современной жизни техника становится не только главным инструментом создания произведения, но и правдивым «зеркалом», отражающим внутреннее состояние общества. Инструменты технологического искусства становятся все ближе и понятнее: мы не расстаемся со смартфонами, снимаем фото и видео, ведём прямые трансляции в социальных сетях, создаём музыкальные произведения с помощью различных эмуляторов. Во многих школах открываются классы программирования и робототехники. Наступило время, когда не люди приходят к искусству, а искусство при помощи техники приходит к людям.