В 2023 году российский книжный рынок в денежном и натуральном объёмах увеличился на 10% и 5% соответственно. При этом по числу экземпляров выпущенных книг рынок вырос впервые за последние несколько лет, сообщает ТАСС со ссылкой на издательскую группу «Эксмо-АСТ» (входят издательства «Эксмо», АСТ, «Азбука-Аттикус» и другие).
«Рост в деньгах, как и в прошлом году, — 10%, в количестве экземпляров выпущенных книг — около 5%. В 2022 году объём рынка увеличился только в финансовом отношении, и связано это было в первую очередь с ростом цен», — заявили представители издательской группы. По их словам, в течение 2023 года издатели «успешно сдерживали увеличение стоимости книг», рост цен на книжном рынке не превысил уровень инфляции и составил порядка 7%.
В «Эксмо-АСТ» считают, что драйверами роста книжного рынка в натуральном объёме стали маркетплейсы, экранизации и самиздат. В частности, рост продаж в сегменте маркетплейсов составил 31%. В текущем году по данному каналу продали 75 млн книг, в прошлом году этот показатель не превышал 57 млн.
«Маркетплейсы оказывают на рынок существенное влияние и в сдерживании цен. Они инвестируют собственные средства для создания выгодного ценового предложения для своих клиентов. В среднем цена на книги в данном канале выросла на 2,1% на фоне общего повышения до 7%», — уточнили собеседники агентства.
О том, что книжный рынок в России вырос на 10% в 2023 году в октябре сообщил генеральный директор компании «Эксмо-АСТ» Олег Новиков на конференции «Медиабизнес». Тогда он отметал, что себестоимость бумажных книг выросла на 30%, но цены стали выше только на 20%. Рынок электронных книг, напротив, снизился. Причинами послужили отсутствие прежних платёжных систем и уход Storytel из России. Это повлекло за собой сокращения рынка диджитал на 15% и аудиокниг на 30−35%.