2020 год встряхнул рынок, ударив по всем его сегментам. Владельцы бизнеса столкнулись с беспрецедентным стрессом из-за неопределенности. Когда это закончится? Как реагировать? Стоит выжидать или предпринимать решительные шаги? По словам управляющего директора EventPlatform , индустрия в 2020-м прошла этап, который раньше занял бы 10 лет. Олег Крючков рассказал, почему умение приспосабливаться к обстоятельствам будет актуальным и в 2021 году.
Готовность к изменениям как ведущий фактор эффективности
Как уже было сказано, предыдущий год стал для отрасли «штормовым». По моим наблюдениям, многие крупные игроки нашей сферы стушевались. Потеряли чувство направления, хотя у них были все материальные возможности для развития. Это стало причиной снижения оборотов, падения прибыли, ухода в тень.
Выиграли компании, предложившие что-то новое в ответ на требования аудитории, закрывшие «боли» клиентов. Ведь они тоже были ошеломлены: мероприятия переносились на неопределенный срок, бюджеты кардинально сокращались. При этом жизнь не стояла на месте, а рынок был открыт для смелых идей. Помните у Джима Рона: «Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ — измениться самому».
Это действительно так. Если мы хотим двигаться дальше, придется приспосабливаться к внешней среде. Уместно привести в пример эксперимент ученых над итальянскими стенными ящерицами, которые, будучи помещенными в непривычные условия, необычайно быстро меняли не только формы тела, но и рацион. Эволюция и адаптация в чистом виде!
К чему ведет жесткий подход
Если компании не приспосабливаются, им грозит вымирание. Онлайн-платформы пытались делать многие: разработчики мобильных приложений, организаторы выставок и special events. Но они были обречены на провал по двум причинам:
- интересно, но не работает;
- работает, но неинтересно.
Первый фактор обусловлен неинтегрированным механизмом. Например: «Давайте с вами общаться здесь, а вопросы можно задать в Telegram». Сейчас так нельзя, это бессмысленно. Люди поняли, что есть возможность более комфортного взаимодействия.
Второй связан с излишней технической увлеченностью. Разработчики создают действительно удобный продукт, забывая о контентном сопровождении. Или не принимают во внимание обучение модератора по качественному ассистированию.
Расширилась зона ответственности для организаторов. В нее теперь входит предоставление площадки, работа со спикерами, проведение репетиций и не только. Возросли требования по ресурсам поддержки онлайн-мероприятий. Каждый зал сопровождает один-два человека, в зависимости от наличия чатов.
Секреты гибкости на практике
Начнем с того, что в EventPlatform гениальная команда разработчиков. «Лаборатория инноваций», как я ее называю, наш «мозг». Благодаря их смелости и способности действовать в сложной ситуации была разработана платформа для онлайн-мероприятий. В марте 2020-го они за три недели перенесли ее в онлайн. Мы стали первыми и захватили большую долю нарождающегося рынка. В цифрах — почти двукратный рост продаж по сравнению с 2019 годом.
Конструктор мобильных приложений EventBox — еще одно детище разработчиков. Коробочный продукт, активно продававшийся и до локдауна, был снабжен новым функционалом. Адаптивность налицо, так как теперь мы можем собрать его за день с учетом нужд, потребностей и корпоративных ценностей заказчика.
Игровые решения на планшетах FestQuest дали отличный «пинок» в плане геймификации не только нам, но и всей сфере. Сегодня мы активно внедряем квестовую интерактивность и в другие онлайн- и офлайн-проекты, включая HR-портал. Там инструменты геймификации облегчают взаимодействие с аудиторией, помогают анализировать поведение участников. Особенно важно это для внутреннего B2B-рынка, где участники отлично знают друг друга, а индикаторы эффективности должны настраиваться особенно тонко.
Must have навыки 2021 года
- Гибкость во всем: в формировании продукта, во взаимодействии с покупателями.
- Динамичность в ведении бизнеса: многие процессы будут меняться за неделю. То, что было актуальным вчера, станет ненужным уже сегодня.
- Готовность к объединению онлайна и офлайна в различных конфигурациях.
Недавно присутствовал на мероприятии, на которое пригласили футуролога. Его прогнозы были столь же туманны, как ориентиры развития ивент-индустрии в этом году. Значит, можно ожидать любых поворотов событий. С этим необходимо смириться и просто соответствовать ситуации. Возвращаясь к началу — быть адаптивной командой.
О переменах в отношениях с заказчиками
Мы всегда были лояльны к клиентам. С большинством работаем на протяжении нескольких лет. Люди тестируют продукт, чувствуют внимание к себе, а потом возвращаются, чтобы попробовать уже другую разработку.
Конечно, в период пандемии мы учитывали пожелания и требования заказчиков, а также непредсказуемые условия работы. Шли навстречу, где это только возможно, помогали, находили совместные решения проблем. Пандемия отчасти сыграла на руку, укрепив контакт с покупателями. Менеджеры в основном получают отзывы следующего плана: «Формат вообще оказался крут!», «Удивительно, но это, наверное, лучший кик-офф за последнее время!».
Офлайн обязательно вернется. Но он будет требовать знаний, умений, навыков, полученных в тотальном онлайне. На рынке останутся те, кто будет готов к проведению любого сценария, плана, идеи. По-моему, это и называется адаптацией.