За последние четыре месяца медиаландшафт значительно изменился. Российские СМИ стали блокировать за рубежом, вышли новые законы, регулирующие работу медиа, многие зарубежные площадки стали недоступны для российских рекламодателей, также стали появляться новые соцсети. Как СМИ ориентироваться в новой реальности? На что обращать внимание? За какими трендами идти? Об этом в интервью для Sostav рассказала CEO RTVI Ольга Пивень.
RTVI — международный информационно-развлекательный телеканал, осуществляющий вещание на территории 70 государств в таких регионах мира как Северная Америка, Ближний и Дальний Восток, СНГ, Европа, Австралия. В России канал работает в формате цифрового СМИ. Суммарная аудитория RTVI составляет около 20 млн человек.
Почему вы не вещаете в России?
Мы рассматривали возможность вещания в России, но для этого необходимо проходить сложную процедуру получения лицензии. Так что пока решили остановиться на цифровом формате.
Также это решение связано со сложностями в восприятии. Все-таки мы вещаем на внешнюю аудиторию, достаточно много времени посвящаем международной политике — тому, как Россия встроена в различного рода геополитические контексты, как живут русскоязычные люди. Причём наша аудитория включает в себя не только людей, уехавших из России, но и представителей народов, проживающих на постсоветском пространстве: армян, грузин, украинцев, узбеков, прибалтов.
Русский язык — средство коммуникации для большого количества людей во всем мире, причем многие предпочитают получать новостную информацию именно на нём. Их численность составляет порядка 250 млн. Цель RTVI состоит в том, чтобы дать зрителям и читателям сбалансированную информацию, на основе которой они смогут самостоятельно делать выводы.
Многие телеканалы, у которых есть какая-либо привязка к России, сейчас блокируют за рубежом. Вас это как-то коснулось? Это как-то влияет на финансовые показатели?
Безусловно, влияет, потому что у нас основная статья выручки — дистрибуция. Мы вещаем как кабельный канал и напрямую зависим от того, сколько людей нас смотрит. По направлению дистрибуции в этом финансовом году потери могут составить от 10% до 30%.
Второй источник прибыли — это реклама. Тут, я думаю, мы добьемся примерно тех же показателей, что и в прошлом году. С одной стороны, часть рекламодателей по разным причинам ушла. Например, в Америке были случаи, когда сотрудникам писали письма с угрозами из-за того, что компания давала рекламу на русскоязычном канале. С другой стороны из-за того, что закрылся ряд крупных русскоязычных каналов, часть их аудитории перешла к нам. Так что с точки зрения рекламы мы скорее всего останемся в балансе или даже покажем рост.
Несмотря на все сложности, канал последовательно растет последние три года, благодаря профессиональному коллективу. В 2021 году была сформирована полноценная федеральная редакция. На должность директора по информационному вещанию RTVI пришел Дмитрий Сурьянинов. Произошел перезапуск сайта, включая смену структуры и дизайна.
А какие зарубежные рекламодатели решили прекратить активность?
В США были рекламодатели, которые поняли, что не хотят больше размещаться, так как их внутренний комплаенс этого не позволяет. В России у нас было несколько контрактов на YouTube-интеграции, которые отменились. У нас есть программа «Однажды в Америке». Там достаточно много интеграций языковых школ, ориентированных на международное сотрудничество. Конечно, часть из них ушла.
Недавно ваш проект «Амазонки XXI века» сняли с «Эмми». Это был единственный подобный случай?
За последнее время из таких ярких знаковых проектов — да. Мы написали развернутое эмоциональное письмо в оргкомитет «Эмми», в котором объяснили, почему считаем это решение некорректным: проект был подан американской редакцией, плюс мы работаем во множестве разных стран. Да и сам проект был посвящен женщинам, которые своими силами достигают тех или иных высот. Эта повестка никоим образом не может быть расценена как политическая агитация или противоречить любым нормам новой этики. Однако ответа на письмо мы не получили.
К сожалению, сейчас в мире много абсурда. И надо понимать, что отключение канала по принципу языка — не по принципу собственности или владения, а именно языка — в США является нарушением Конституции. По сути это своего рода дискриминация.
Зато «Амазонок» по достоинству оценили на TellyAwards. Например, серебро в главной номинации этой премии в области теле- и кинопроизводства взял выпуск о непростой жизни Марины Фурман, которая возглавляла один из крупнейших еврейских благотворительных фондов в США.
Вы недавно, буквально осенью 2021 года, отсудили себе право вещать на Украине. Что сейчас с этим происходит?
Говорить о том, что в данный момент русскоязычный канал может вещать в Украине, преждевременно. Я думаю, что когда мы поймём контуры и правила нового мира, тогда, наверное, сможем выстраивать стратегию по возвращению. Но пока мы на паузе.
Законы о фейках и иноагентах как-то повлияли на вашу работу? На то, как вы ведете эфиры или пишете?
Несмотря на то, что мы — международная группа компаний, и у нас, безусловно, есть некие сквозные ценности и редакционная политика, конкретный выбор материалов, тональности находится в зоне ответственности того или иного главного редактора в регионе.
Конечно же, российское медиа, диджитал-редакция, находится в российском правовом поле, соблюдает закон о фейках. Но мы считаем, что он может быть доработан. И я думаю, что когда пройдет острая фаза, будет организован диалог с профессиональным сообществом, чтобы какие-то вещи сделать более объективными.
Вы уже пробовали кооперироваться с другими СМИ по этому вопросу?
Очень сложно сейчас. К сожалению, нашему медиасообществу иногда свойственно разделение на своих и чужих. Ты должен обязательно занять какую-то позицию, причем достаточно радикальную, чтобы войти в некую коалицию.
Мы пока, честно говоря, не думали о том, можем ли создать какую-то коалицию с кем-то, потому что большая часть нашего бизнеса находится вне российского законодательного поля. Но, может быть, пора об этом начать думать, искать способы быть услышанными.
Мы совершенно точно не хотим осознанно нарушать закон, создавать прецеденты для того, чтобы нас закрыли, либо неправильным образом интерпретировали нашу деятельность. И поэтому изначально решили, что не будем занимать ту или иную политическую позицию в эфире, демонстрировать наши политические взгляды. Собственно, это ключевой принцип журналистской этики.
Мы внимательно проверяем информацию и спикеров, которых выпускаем в эфир, потому что, как уже говорила, в ряде регионов мы остаемся последним русскоязычным СМИ. И мы не можем себе позволить уйти и лишить аудиторию последней возможности на независимый взгляд.
С февраля на RTVI не выходит шоу «Специальный гость с Тиной Канделаки»? С чем это связано?
Программа Тины Канделаки сыграла очень важную роль в развитии обновлённого RTVI, поскольку ее гостями были спикеры высокого уровня: Дмитрий Песков, Сергей Лавров, Александр Чуприян, Андрей Воробьев, Глеб Никитин, Антон Алиханов. Но в данный момент съемки программы приостановлены, так как Тина Канделаки полностью сфокусирована на других проектах.
Аналогичная ситуация и с Сергеем Шнуровым?
Да, в марте этого года Сергей принял решение сфокусироваться на музыке, возродил группу «Ленинград» и публично объявил о временном самоотстранении с поста генерального продюсера RTVI. Мы полностью поддерживаем его решение.Желаем Сергею успехов в его начинаниях
А как блокировки, уход зарубежных площадок влияют на медиапотребление и на работу канала в целом?
Мы всегда внимательно относимся исполнению законодательства и действуем в его рамках. Что касается Facebook* и Instagram* (*запрещённые в России соцсети; принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ — прим. Sostav), то эти аккаунты канала ведёт американская редакция RTVI. На работе сайта RTVI запрет Facebook и Instagram пока не сказался. Трафик из этих ресурсов — не главный.
Мы фиксируем рост охватов в Telegram — 24 млн, «ВКонтакте» — 44 млн и «Одноклассниках» — 16 млн. RTVI развивает альтернативные площадки вне зависимости от ситуации с соцсетями в стране. Два Telegram-канала, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Дзен»-каналы — везде существенный рост охватов и плавный рост подписчиков.
Сейчас у всех нас есть возможность переоценить какие-то устаревшие установки, искать форматы и пристройки. Все негативное мы видим и знаем. Надо идти вперед, открывать возможности и использовать новые технологические решения.
Вы сейчас этим занимаетесь?
Мы сейчас изучаем различные альтернативные диджитал-платформы. Думаем, можно ли сделать свой собственный диджитал-продукт, может даже по модели подписки. Например, у нас нет приложения для смарт-ТВ. Возможно, стоит начать его разрабатывать.
Каждый год телесмотрение падает на 10−15%. Дистрибуция падает естественным образом, так как поколение людей, которые смотрят телевизор, уходит. А при переходе на новые сервисы у вас возникает совершенно другая модель потребления. Люди сами выбирают, что они хотят смотреть и на каком количестве экранов. Это то, чем занимается Netflix — разработкой концепции второго экрана.
Вы смотрите какие-то передачи, потом берёте телефон и подписываетесь в соцсетях на людей, которых видели на экране. И вот у вас уже не один экран, а два. А может и три, плюс ещё музыка играет. Ваше медиапотребление растет за счёт того, что вам в течении дня предлагают большое количество разных продуктов.
Развиваются VR-технологии, метавселенные. Это все медиа, которое постоянно генерирует контент. И дальше СМИ либо встраиваются, либо нет. Конечно, мы изучаем и пробуем различные возможности в этом поле. В июне RTVI создал собственное представительство в Decentraland — одной из крупнейших платформ виртуальной реальности, работающей на блокчейне Ethereum. В проект в 2022 году запланировано инвестировать до $100 тыс. В бюджет заложили формирование визуальной части пространства, создание NFT объектов, мероприятия. Первые NFT объект, по предварительному плану, появятся в виртуальном офисе к июлю.
Вы считаете, что для России эта история тоже актуальна?
Метавселенной занимается не только Meta. Ещё есть огромное количество других компаний, например, китайских. Мы себя не ограничиваем исключительно каким-то двумя. В ближайшее время планирует проводить много экспериментов с этим форматом.
А что касается новостного контента, разве все эти новые медиаканалы не рассчитаны на что-то более развлекательное?
Я бы с этим не согласилась. Почему? Telegram, например, — абсолютно новостная история. Это как раз то медиа, которое нас приучило потреблять информацию мемами, то есть короткими объемами информации, и сделало классические новости, в некотором смысле, бессмысленными.
Сейчас Telegram тестирует единую новостную ленту. Вы сейчас подписаны, допустим, на 20 каналов, и в каждый вам нужно зайти и прочитать. А сейчас Telegram планирует агрегировать ленту из тех каналов, которые вы читаете.
Мне кажется, что мы живем в такое время, когда полностью меняется парадигма медиапотребления. И кто встроится в этот поток, тот выживет.
В связи с тем, что люди переходят из одних соцсетей в другие, будет ли какая-то реструктуризация?
Мне кажется, безусловно будет. Аудитория Instagram и аудитория Telegram сильно отличаются. Совершенно разный контент. А вот «ВКонтакте» ближе к Instagram. «ВКонтакте» сейчас достаточно сильно технологически себя дорабатывают, там сильная команда. И у них тоже есть короткие видео. Со временем они доделают свой продукт, и люди постепенно будут к этому миксу приучаться.
Я зарегистрирована в Yappy и в TikTok. Честно скажу, не была активным юзером TikTok и не думаю, что стану активным пользователем Yappy. Но эти площадки тоже развиваются, хотя сложно прогнозировать, как сложится их будущее.
У YouTube, Instagram и WhatsApp сотни, тысячи программистов, которые каждый день работают для улучшения этих платформ. Сложно сказать, есть ли соответствующие ресурсы у новых российских соцсетей, чтобы столько вкладывать в развитие. И надо понимать, что рынок ограничен. На все диджитал-продукты — 145 млн человек.
Эти новые соцсети растут. «ЯRus» в марте вырос на 2092%, TenChat — на 957%, Yappy — на 250%. Тем не менее их даже не измеряет Mediascope.
Когда на нас в Telegram подписалось 50 тыс. человек, мы выросли на 40%. А когда Facebook вырос на чуть-чуть — это миллиарды капитализации. Понятно, что темп роста важен, но надо смотреть, относительно чего. Но при этом я понимаю, что сейчас много сложностей, и стараюсь смотреть в будущее с оптимизмом.
Многие ли выживут из новых соцсетей?
Я думаю, что кто-то точно выживет. Есть талантливые люди, молодые программисты, которые могут придумывать классные истории. Огромное количество наших русских ребят работают во всех крупных мировых медиакомпаниях.
Что-то будет приживаться, что-то — нет. Мы будем надеется, что государство будет их поддерживать, а не стерилизовать до абсурда. Потому что что потенциал у тех, кто занимается наукой и более прикладными инженерными вещами, есть.