Это был бурный год для онлайн-кинотеатров: взрывные темпы роста, которые показывал этот медиаканал в 2020 году из-за карантина, стали замедляться, а количество игроков на рынке при этом осталось почти прежним. Это привело к обострению конкуренции за зрителя — огромному количеству оригинальных премьер и контентных сделок. Одновременно государство принялось вводить ограничения и различные механизмы контроля. О том, какие события стали ключевыми в жизни владельцев российских видеосервисов в 2021 году, а также о прогнозах развития этого рынка, читайте в материале Sostav.
Динамика рынка замедлилась, но модель подписки стала более привлекательной
По данным консалтинговой компании «ТМТ Консалтинг», российский рынок легальных онлайн-кинотеатров в первом полугодии 2021 года вырос на 40% относительно аналогичного периода 2020 года. Его объём составил 18,3 млрд руб. По итогам 2021 года эксперты прогнозировали рост до 39 млрд руб.
В 2020 году темпы роста рынка видеосервисов были больше — 66%. Этому способствовал режим самоизоляции и удалёнка во время пандемии. Однако даже с учётом замедления темпов роста, интерес пользователей к платному контенту продолжает расти и в 2021 году.
Подписка принесла участникам рынка 80% от всех доходов, количество подписчиков в первом полугодии 2021-го увеличилось на 17% и составило 9,4 млн человек. А по данным Gfk за третий квартал, подписки на видеосервисы и вовсе есть у четверти россиян. В Deloitte отметили, что 51% жителей России хотя бы раз в жизни имели опыт использования платных подписок на стриминговые сервисы. При этом за год россияне стали в 1,5 раза дольше пользоваться услугами онлайн-кинотеатров — срок подписки вырос до пяти месяцев, подсчитали в Telecom Daily.
Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей представителей рынка онлайн-видео:
Рынок очевидно замедлил динамику роста, и для ускорения в 2022 году нам нужен рывок. Он более чем возможен, в первую очередь за счёт сокращения доступности пиратского контента. В ближайшее время должен быть принят внесённый антипиратский законопроект депутата Сергея Боярского, большую пользу принесёт обновлённый меморандум между правообладателями и интернет-компаниями, в том числе «Яндексом».
В декабре интернет-компании и правообладатели составили новый антипиратский меморандум, чтобы лучше бороться с нелегальным контентом и таким образом перенаправить пользователей с пиратских стримингов на площадки, соблюдающие авторские права.
Топ-3 российских онлайн-кинотеатров по версии Gfk в третьем квартале 2021 года:
- «КиноПоиск HD» с долей подписчиков 11,9%;
- Ivi — 10,7%;
- Okko — 6%.
Усиление регулирования оказало сильное влияние на онлайн-кинотеатры
В целом 2021 год был удачным для онлайн-кинотеатров, но нервным, считает Алексей Бырдин. Власти начали активно регулировать этот рынок, таким образом расширив обязанности владельцев аудиовизуальных сервисов, напомнил он.
- В июне 2021 года Госдума приняла закон о едином измерителе рунета. Согласно документу, интернет-площадки будут передавать ему данные о своей аудитории по с телеканалами. Роскомнадзор должен был выбрать организацию, осуществляющую измерения, до 1 октября, но пока этого не произошло.
- С 1 августа также вступил в силу закон о бесплатной трансляции в интернете 20 телеканалов — из первого и второго мультиплекса. Однако и эту инициативу пришлось отложить на более поздний срок, так как Роскомнадзор не успел назначить единую площадку до обозначенной даты — 1 октября.
- Власти обязали интернет-компании отчитываться об объёме рекламы в сети. Онлайн-кинотеатры вошли в перечень лиц, которые подпадают под данное требование, наряду с соцсетями, новостными агрегаторами, мессенджерами, поисковиками и другими.
- Весной Госдума приняла поправки к закону «О рекламе», которые устанавливают квоты на социальную рекламу в интернете — она должна составлять до 5% площади или времени от всей рекламы в медиа. Подобные нормы уже существуют для ТВ, радио, печатной прессы. Оператором социальной рекламы правительство назначило АНО «Институт развития интернета».
- Кроме того, в ноябре Роскомнадзор начал составлять протоколы об административных нарушениях в отношении онлайн-кинотеатров из-за мата и сцен сексуального содержания.
Игорь Мишин, генеральный директор «МТС Медиа» и Kion:
Если до осени 2021 года стриминговые платформы воспринимались как творческая зона для экспериментов с жанрами, форматами и смыслами, то теперь стало понятно, что эта возможность резко сужается. Эти нормы станут прозой нашей жизни.
Однако некоторые инициативы властей пошли на пользу российским игрокам. Роскомнадзор включил Netflix в реестр аудиовизуальных сервисов. Теперь он тоже должен будет выполнять российское законодательство. «Это очень важно с точки зрения защиты конкуренции и равноправия российских и иностранных сервисов перед законом», — отметил Бырдин.
Много эксклюзивных премьер и контентных сделок
В 2021 году на российском рынке вышло множество оригинальных проектов, которые были положительно восприняты аудиторией или куплены зарубежными сервисами. Всего за год состоялось 229 российских премьер, подсчитал портал «Кино-Театр.ру», причём 47% из них пришлось на онлайн-платформы. Чаще остальных кинокритики отмечали сериал «Вампиры средней полосы» — оригинальный проект Start. В Okko подтвердили повышенное внимание зрителей к оригинальному контенту. Например, проект «Чикатило» набрал более 12 млн просмотров, «Выжившие» — 6 млн, рассказали в пресс-службе сервиса.
Однако увеличение количества качественных проектов привело к ещё одному эффекту. Сериалов, которые претендовали бы на статус события, всё больше, а в итоге зритель становится более разборчивым, и реже придаёт значение выходу той или иной премьеры, отметил Игорь Мишин. «Как вывод — аудитория будет распределяться, сегментироваться. Событийность перестанет быть меткой присущей ОТТ-сервисам. За очень редким исключением, в том числе и за счёт производства российских сериалов для западных платформ, работающих в России», — рассуждает он.
И хотя в основном зарубежные компании интересовались ТВ-проектами, произведёнными в России, были и сериалы видеосервисов, пользовавшиеся успехом. В частности «Роскино» отметило «Секреты семейной жизни» от Kion, а также «Шерлока Холмса в России» от Start и студии «Среда», писал РБК.
На российском рынке количество контентных сделок также выросло. Wink и More.tv начали выпускать проекты совместно. Kion и Premier объединились, чтобы снять сериал «Нереалити». Множество контрактов заключил Ivi (с продюсерами Владимиром Масловым и Алексеем Казаковым, сценаристом Андреем Золотаревым, компаниями «Среда» и Hype Film). А кому-то даже удалось перехватить контракт у конкурентов. В Okko также рассказали об углублении сотрудничества с ведущими производителями контента — «Первым каналом», «Нон-Стоп Продакшн», «Союзмультфильмом» и «Лампой».
Контентные сделки часто включали в себя телеканалы. Онлайн-кинотеатр Premier договорился о контентном партнёрстве с ВГТРК и Viasat. «Кинопоиск» начал продавать сериалы СТС и Viasat. Онлайн-кинотеатр Start и вовсе собирается запустить собственный платный телеканал в 2022 году.
В России появился новый игрок от сотового оператора МТС — Kion. Кому-то, наоборот, пришлось уйти — закрылся видеосервис Tvzavr.
Рынок ждёт консолидация
Обилие игроков и высокая конкуренция изменят рынок, уверены эксперты. Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст высказывал мнение, что количество онлайн-кинотеатров в будущем должно резко сократиться, а выживут только те, кто будет сотрудничать с экосистемами.
По мнению Алексея Бырдина, с такой точкой сложно не согласиться из-за острой конкуренции на медиарынке. Он неминуемо будет консолидироваться, уверен Бырдин. С ним соглашается и Игорь Мишин: «Может произойти укрупнение абонентских баз, слияние ресурсов». Он считает, что на рынке сложилось слишком высокое предложение. «Дешевизна подписки невероятная, но и она не спасает в условиях жутко ограниченного количества свободного времени у зрителя», — подчеркнул Мишин.
По его словам, в первую очередь задавать тренд на укрупнение игроков будут сервисы, включённые в экосистемы. Причём объединение коснётся не только видеосервисов, но и любых высокочастотных витрин, считает Мишин.
Однако значение экосистем как фактора выживания для видеосервисов преувеличивать не стоит, замечает Бырдин. «Disney+ и Netflix не принадлежат ни к каким «экосистемам» в российском понимании этого термина, но доминируют на глобальном рынке, а успех Amazon Prime Video не базируется только на общей подписке с Amazon. Успех видеосервиса зависит от того, является ли он привлекательным для пользователя по ассортименту и цене подписки, а также, от того, имеет ли данный сервис достаточно ресурсов для развития», — подытожил он.