В 2018 году бизнес МТС в России продемонстрировал положительную динамику выручки во всех сегментах кроме фиксированного бизнеса. Выручка выросла на 8,4% в годовом выражении и достигла 480,3 миллиарда рублей, сообщается в финансовом отчёте компании.
Результаты мобильного бизнеса демонстрируют высокие показатели, вследствие трендов по оздоровлению рынка и роста пользования data-услуг. При этом абонентская база по итогам четвертого квартала 2018 года снизилась на 0,4%, до 78 млн абонентов, что связано с уменьшением объема продаж сим-карт.
Впечатляющий рост на 31,7% показала выручка от продаж товаров, в частности телефонов, аксессуаров и программного обеспечения. Самым эффективным способом привлечения клиентов стала программа кэшбэка — в 2018 году половина всех смартфонов в розничной сети МТС была приобретена в рамках этой программы. Лидерами продаж стали смартфоны брендов Huawei, Samsung и Apple.
Двузначные темпы роста показал e-commerce сегмент. Объем онлайн-продаж МТС превысил 6,9 млрд рублей, что на 33,8% больше, чем в 2017 году. В интернет-магазине shop.mts.ru запущены две новые услуги — оформление интернет-заказов для B2B-клиентов и trade-in калькулятор.
Алексей Корня, президент и председатель правления МТС:
Мы значительно продвинулись по пути реализации нашей стратегии по цифровой трансформации бизнеса и заметно укрепили позиции на российском рынке продаж устройств. В то же время наш основной телекоммуникационный бизнес продолжает расти благодаря общей ценовой конъюнктуре в России и устойчивому росту потребления интернета на всех рынках присутствия Группы. В течение года мы успешно работали над реализацией digital-стратегии и расширяли деятельность в новых направлениях. МТС предприняла ряд важных стратегических шагов по созданию цифровой экосистемы для наших клиентов. В 2018 году мы получили контроль в МТС Банке, что позволяет нам эффективнее выводить на рынок новые продукты в области цифрового банкинга. Кроме того, МТС представила рынку ряд инновационных сервисов в сфере B2C — это онлайн-школа Smart University и сервис по телемедицине SmartMed.
В отчёте МТС снизил оценку дополнительных инвестиций, необходимых для соблюдения «закона Яровой», с 60 до 50 млрд рублей в течение пяти лет. По «закону Яровой» с 1 июля 2018 года операторы должны хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей.
МТС также активно развивает digital экосистему и направление финансовых услуг. Так, консолидация МТС Банка позволила ускорить запуск конвергентных финтех продуктов. Одним из ключевых событий стал запуск услуги, в рамках которой новые клиенты могут подписать контракт с оператором и банком одновременно.
В январе и феврале МТС приобрела двух крупных билетных операторов — 100% Ticketland.ru и 78,2% «Пономиналу.ру». Сумма первой сделки составила 3,25 млрд рублей, а компания «Культурная служба» (владелец «Пономиналу.ру») была оценена в 495 млн рублей, включая чистый долг. За счет диверсификации бизнеса МТС планирует занять ведущие позиции на перспективном рынке продаж билетов в театры, на концерты, мюзиклы и фестивали, а также предложить абонентам сервис покупки электронных билетов с его интеграцией в программу лояльности и экосистему мобильных приложений.
В феврале 2019 года МТС увеличила свою долю в МТС Банке до 94,72%. Сделка должна упростить взаимодействие между МТС и МТС Банком, усилить синергию телекоммуникационных и банковских продуктов, ускорить процесс принятия решений, сократить время вывода на рынок новых цифровых финансовых продуктов и увеличить охват банка за счет возможностей розничной сети МТС.
Кроме того, в прошлом году МТС купила 13,7% кипрской Youdo Web Technologies, владеющей одним из крупнейших российских онлайн-сервисов по поиску исполнителей для решения бытовых и бизнес-задач Youdo.com. Стоимость сделки составила 12 млн долларов.
В компании отмечают, что выручка сегмента прочих услуг (билетные сервисы и киберспорт) показала значительный рост в виду сезонных факторов.