Операторы наружной рекламы предложили свои варианты обеспечения безопасности DOOH-отрасли от потенциальных кибератак в ответ на принятый в первом чтении законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы. Компании выступили против поправок в закон «О рекламе» и предложили снять его с рассмотрения, так как по их мнению, эта мера приведёт к уничтожению отрасли. Взамен операторы готовы лицензировать ПО или перейти на российские альтернативы, а также ограничить иностранный капитал в отрасли. Обсуждение поправок прошло на круглом столе «Монополизация рынка рекламы: за и против» в Госдуме в четверг, 28 июля. Его подробности читайте в материале Sostav.
Последствия принятия законопроекта
Основные претензии отрасли заключаются в том, что с помощью нового закона на рынке создается искусственная монополия, так как поправки наделяют единого оператора исключительными преференциями. Об этом на круглом столе заявили представители операторов «Постер», Gallery , «Дрим», «Рим», Maer, «Мособлреклама», а также деловых объединений «Опора России» и «Деловая Россия». Ранее с аналогичной критикой законопроекта также выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ведомства, создание единого оператора может привести к прекращению деятельности других игроков в регионах, росту стоимости рекламы и снижению конкуренции.
Если единый оператор будут пользоваться своим приоритетным правом, то региональные игроки окажутся в невыгодных условиях. Генеральный директор группы «Дрим» Игорь Лернер уверен, что «с момента появления единого оператора в любом российском регионе до момента, когда обанкротится весь местный бизнес, пройдёт от 6 до 9 месяцев».
Кирилл Опарин, генеральный директор ООО «Постер» и президент Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга:
Влияние единого оператора на процесс формирования схем не позволит всем остальным операторам сохранить привлекательные рекламные места как и во время действующих договоров, так и по их истечению. Приведу пример. Если у меня действует договор, единый оператор согласно этому закону может поставить, где он хочет, свою конструкцию. Он ставит конструкцию рядом с моим щитом, который имеет достаточную привлекательность, и таким образом полностью убивает обзор моей конструкции. Почему мы говорим о разорении, просто немножно объясняю. Когда заканчивается договор, то согласно этому законопроекту, единый оператор, который формирует эту схему вместо государственных органов, выбирает лучшие места всех операторов во всех городах и регионах России, и присоединяет их к себе. <…> Таким образом, у региональных органов власти изымаются полномочия по формированию схем размещения рекламных конструкций, и всё это ведёт к разрушению существующего грамотного порядка планирования мест для рекламоносителей.
«По оценкам участников рынка, стоимость всех кампаний на рынке составляет около 100 млрд руб. Единый оператор получит эти активы бесплатно», — указал основатель медиагруппы «Рим» Илья Фомин. При этом даже если исключить из законопроекта все преференции единого оператора, он получает исключительное право на сбор данных по рекламодателям и рекламируемой продукции, «что пусть с другой, меньшей скоростью, но тем не менее будет вести к монополизации рынка», считает заместитель начальника управления уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Дмитрий Ануфриев. «По сути это доступ к коммерческой тайне», — подчеркнул он.
Альтернативные предложения отрасли
Тем не менее игроки согласны с тем, что обеспечение национальной безопасности и публичных интересов в текущих условиях важно. В качестве альтернативы компании готовы лицензировать программное обеспечение или перейти на российский софт. По словам представителя «Мособлрекламы» Максима Леснянского, в действующее законодательство будет достаточно добавить конкретные критерии к программному обеспечению, через которые на площадки транслируется контент, в виде поправок и легких доработок.
Илья Фомин, основатель медиагруппы «Рим»:
Достаточно ввести единые требования к программному обеспечению, с помощью которых мы выводим наш контент на экраны. Эти требования позволят как контролировать, какой контент выводится на экран, так и контролировать безопасность этих систем. Хочется сказать, что на нашем рынке существует целый ряд программных продуктов, разработанных отечественными компаниями, полностью лоцированных на отечественном рынке. Это программные продукты развивались годами, и нет никаких случаев взлома этих систем, потому что уделяется большое внимание их безопасности.
По словам члена генсовета «Деловой России» Ильи Котова, проблему информационной безопасности также можно решить с помощью единого окна премодерации контента — чтобы владельцы рекламных конструкций не несли ответственность за то, что они размещают, и при этом государство имело рычаги управления таким контентом. Идею о премодерации контента также высказал Дмитрий Ануфриев.
Кроме того, по его мнению, в качестве альтернативы «можно усилить государственные функции Роскомнадзора и Федеральной службы безопасности». В медиахолдинге Maer предложили ввести лицензирование операторов наружной рекламы на уровне ФСБ или РКН.
Денис Зузик, исполнительный директор Maer:
Минимизация взлома или распространения недостоверной, асоциальной информации. Эта идея заслуживает отдельного внимания. Система управления цифровыми рекламными конструкциями сложная. Вполне возможно, что стоит на уровне ФСБ, Роскомнадзора установить критерии, лицензирование операторов по этой части наружной рекламы, чтобы было унифицировано и, возможно, более защищённый порядок управления рекламным контентом, что ещё менее сделает возможным влияние и вторжение в эту систему извне.
Также прозвучали предложения на законодательном уровне ограничить долю владения иностранцев в российских операторах, к примеру, 20% или же вовсе исключить иностранный капитал.
Евгения Волгина, директор юридического департамента Gallery:
Проблему участия иностранного капитала может быть решена здесь двумя способами. Это, как уже сказано было, ограничение иностранного участия по аналогии со средствами массовой информации, либо же по аналогии с прямым отраслевым регулированием по закону «О рекламе»: полное исключение иностранного капитала, например, в отношении оператора рекламных данных в интернете.
Эту идею поддержал и депутат Госдумы, представитель партии «Единая Россия» Алексей Ситников. По его словам концепцией закона, прежде всего, является обеспечение информационной безопасности. Поэтому все, кто работает на рынке рекламы, должны быть в России. «Это важно, поскольку реклама может использоваться и для формирования мировоззрения, и для вмешательства во внутренние дела страны, поэтому модерация под надзором государства должна быть», — отметил он. При этом всё, что касается нарушения конкуренции, должно быть исключено из законопроекта через поправки, указал Ситников.
Что будет дальше
Участники круглого стола в качестве исключения предложили провести оценку регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта, чтобы оценить его экономические последствия. Встретит ли эта инициатива одобрение со стороны Госдумы, неизвестно.
На данный момент обсуждение законопроекта привело к другой инициативе — комплексному пересмотру закона «О рекламе». Такое предложение прозвучало со стороны первого заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» Дмитрия Гусева — он считает, что текущие отношения, которые сложились на рынке рекламы, несовременны. Депутат предложил создать «межфракционную рабочую группу по изменению закона "О рекламе"» с участием «профильного Комитета по экономике, Комитета по информационной политике» и Антимонопольной службы.
Его поддержали представители ассоциаций «Деловая Россия» и «Русбренд». Создание межфракционной рабочей группы, по мнению представителя «Русбренда» Константина Райнота, поможет привести положения законодательства «к нормам текущего дня». «В части текущего законопроекта, наверно, было бы правильно, если нельзя его полностью отменить, то поставить его на холд, как мы это называем, с тем, чтобы рассмотреть в комплексе общей модернизации закона "О рекламе"», — заключил он.