Больше половины российских интернет-пользователей (61%) имеют опыт пользования услугами музыкального стриминга, подсчитали в J’son & Partners Consulting. Прослушивание музыки вошло в число устойчивых привычек наших сограждан: 48% слушают музыку почти ежедневно, а 69% делают это три раза в неделю и чаще.
По мнению консультантов, стриминг — самый быстрорастущий сегмент музыкальной индустрии и его можно считать локомотивом роста в период 2014−2018 гг. В ближайшее время именно стриминг останется главным способом потребления и монетизации аудиоконтента.
Аудитория в России исторически привыкла платить за музыку. В 2007 году с результатом $401,7 млн музыкальный рынок нашей страны занял девятое место в мире по размеру выручки. Все легальные продажи приходились в тот момент на физические носители (CD, виниловые пластинки и кассеты).
Легальные рынки продаж музыки на физических носителях и цифровых продаж, Россия
В 2018 году выручка рынка музыкального стриминга в России составила 4,7 млрд рублей. И это не предел. J’son & Partners Consulting прогнозирует, что в период до 2021 года рынок продолжит свой рост. Согласно расчетам консультантов, в 2021 году уровень продаж стриминговых услуг достигнет 18,6 млрд. рублей (CAGR составит 58%. CAGR — среднегодовой темп роста с учетом сложного процента).).
В развитых странах работает от 7 до 10 сервисов музыкального стриминга. В России сейчас уже присутствует восемь игроков, и их число вряд ли сколько-нибудь существенно увеличится. Анализ перспектив развития рынка показал, что его структура изменится под воздействием роста общего числа подписчиков и рекламных затрат, а также маркетинговой политики действующих игроков.
Рынок музыкального стриминга в России, млрд. руб., 2016 — 2021 гг (прогноз)
Основными драйверами роста рынка стриминговых услуг станут:
— Лидерство России по доле пользователей стриминга в общем количестве слушателей музыки (87%).
— Рост наличного парка мобильных устройств, на которые приходится 65% объема потребления музыкальных стриминговых сервисов в России
— Рост количества подключаемых устройств, таких как умные колонки, а в перспективе connected cars.
— Борьба с пиратством.
— Повышение тарифов.
Услуга музыкального стриминга, включенная в экосистему крупных корпораций, сегодня не приносит высокого дохода и не является самодостаточным источником прибыли. При этом компании используют музыку для создания клиентской лояльности ко всей экосистеме. Расширение предложения медиасервисов, по мнению консультантов J’son & Partners Consulting может быть достигнуто за счет:
— Самостоятельной разработки.
— Приобретения стартапов и развитых компаний.
— Сотрудничества с сервисами по партнерской модели.
J’son & Partners Consulting также прогнозирует увеличение доходов музыкального стриминга в мире до $14,3 млрд в 2021 году (CAGR 17%), и рост числа платных подписчиков до 446 млн.
Этот процесс будет поддерживаться развивающимися рынками (Бразилия, Мексика, Индия, Россия), а также странами с поздним принятием музыкального стриминга (например, Германия и Япония).
Крупнейшими мировыми компаниями являются Spotify (бесплатные и премиальные услуги) и Apple Music (первый выбор платных услуг для пользователей iOS). Самое большое количество пользователей сервисов музыкального стриминга в США, Китае и Индии, причем в двух последних лидируют локальные игроки.