Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
31.07.2024 в 12:40

Открытие Олимпийских игр в Париже: безумие или...

Sostav вспомнил, что ещё было на церемонии открытия, кроме скандальной «Тайной вечери», и спросил у креативщиков об их отношении к событию в Париже

7

Открытие Олимпийских игр в Париже уже наделало много шуму из-за пародии на картину «Тайная вечеря», в которой приняли участие представители ЛГБТ (ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в России). Sostav решил вспомнить другие яркие части шоу и спросить у креативщиков, всё ли было так плохо на самом деле.

Спортсмены на Сене

Главной особенностью церемонии открытия стало проведение ее значительной части не на стадионе, а в центре города, на реке Сена. Это первый случай в истории Олимпийских игр, когда церемония открытия проводится вне стадиона.

Во время презентации сборных представители стран проплыли по Сене. Особенно эффектно смотрелись многочисленные команды. Страны с составом сборных поскромнее делили транспорт друг с другом.

Александр Корчагин, генеральный директор StagePro Event Solutions

Режиссерская команда представила абсолютно внятную сквозную историю, где основным героем выступает Париж с его главной водной артерией — Сеной. Чего стоит проход в кильватерном строю десятков разнотоннажных кораблей в условиях множественных отражений волн от берегов реки. Шоу сразу заявило Париж городом света и в финале безусловное парижское чудо — Эйфелева башня множество раз отразилось в водах Сены и дождя, упав геометрически точной тенью и на Марсово поле в виде подиума, послужившего для выхода героев четырехчасового шоу и сразу проложившего мостик к модельному подиуму великой французской моды «от кутюр». К нему уверенно вела красная дорожка, в дальнейшем подарившая огромное число селебрити из мира спорта, политики и шоу-бизнеса. Вспомнили великого соотечественника Пьера де Кубертена, возродившего Олимпийские игры и напомнили нам о предыдущих играх как во Франции столетней давности, так и в других странах, никак не зацепив культурой отмены российских спортсменов, которые тоже были представлены в нарезке хроники.

Невероятное количество отсылок к культуре собственной страны, от очевиднейшего бурлеска парижских кабаре до водопада шампанского под золотой отлив медали высшего достоинства. Литература, живопись, Бизе и миньоны. Остроумнейшая аллюзия на гильотину в оконном проёме.

Мария Мокина, арт-директор агентства The Clients

Самое удивительное в открытии олимпиады в Париже была его уникальность. Сам город был использован как площадка и так не делал еще никто. Ничего более сложного и придумать было нельзя. Легче всего — это выстроить огромный компклекс для проведения олимпиады где-нибудь недалеко от города, чтобы собрать в него всю эту огромную толпу. Удобно. И очень обычно.

Французы же умудрились сделать из центра Парижа огромную сцену: было видно, как они любят свой город, свою яркую, неоднозначную культуру, свою моду, а главное — любовь к экстравагантности.

Александра Тюрина, руководитель группы отдела стратегии и аналитики Hate Agency

Парад сборных на водных корабликах — яркий пример того, когда на бумаге концепция выглядит «вау», а на деле получается очень неудачно.

Во-первых, на корабликах не было камер. Операторы снимали сборные с берега на сильном zoom, так что рассмотреть эмоции спортсменов (особенно тех, кто приехал маленькими сборными по 1−3 спортсмена!) было невозможно. Удержать аудиторию таким парадом втройне сложнее: особенно в эпоху короткого вертикального контента.

Во-вторых, расположение команд на корабликах тоже не всегда было лестным: когда небольшая сборная Армении соседствует с внушительной сборной Аргентины, их неравенство в спорте становится слишком очевидным.

В-третьих, подготовка к дождю была явно некачественной: прозрачные туристические дождевики для спортсменов сильно удешевляли шоу и не было того самого ощущения чего-то особенного, что мы видим вообще не каждый год.

Леди в перьях

Выступление Леди Гаги с хитом Зизи Жанмер Mon Truc en Plumes запомнилось эффектной постановкой и шикарным нарядом. Леди Гага была одета в чёрное боди и шубу от Dior. Важным акцентом стала белая деталь на спине — изысканное украшение из перьев, которое не только привлекало внимание, но и придавало её образу ощущение грации и лёгкости.

Танцоры, сопровождавшие Гагу, были одеты в чёрные водолазки и брюки. В руках у мужчин были розовые помпоны из перьев, что создавало контраст и позволяло образу певицы выделяться на сцене. Хореография была пропитана французским духом, с элементами классического и современного танца. В начале выступления Гага поприветствовала публику на французском языке. Видимо, уроки Duolingo не прошли даром!

Путь огня

Путешествие олимпийского факела по Парижу показало богатство культурного наследия и современную красоту французской столицы. Символ игр прошёл через такие важные для мировой моды места, как мастерские Louis Vuitton и Chaumet, где были представлены олимпийские медали. Награды отвезли к Эйфелевой башне в сундуке модного бренда. Путешествие продолжилось через площадь Трокадеро. Факел также посетил Музей Орсе, тюрьму Консьержери, Лувр и Эйфелеву башню.

Кроме того, среди факелоносцев заметили главного персонажа игры Assassin’s Creed. Организаторы отметили ее производителя французскую компанию Ubisoft.

Тарас Триль, руководитель отдела маркетинга Yes, today! Film

Неожиданной и приятной деталью для меня, как любителя видеоигр, стала отсылка к Assassin's Creed Unity, когда факелоносец появился в костюме героя этой игры. Учитывая, что разработчик игры — французская компания Ubisoft, а действие происходит в Париже, этот ход был очень уместен и добавил уникальный колорит церемонии.

Безбашенные певицы

Другим ярким эпизодом стало масштабное музыкальное представление, которое развернулось на стенах исторической тюрьмы Консьержери. В этом уникальном шоу участвовала известная группа Gojira, исполнившая металл-версию знаменитого гимна Французской революции Ah! Ça Ira.

Для создания особой атмосферы были привлечены профессиональные хористы. Визуальное оформление представления также заслуживало внимания. Певицы были одеты в костюмы, изображавшие обезглавленную королеву Марию-Антуанетту, что подчеркивало историческую тематику и драматизм того времени.

Но самым зрелищным было, конечно, пиротехническое шоу. Яркие огни и фейерверки в сочетании с масштабными спецэффектами создавали впечатляющую картину. На фоне пиротехники на сцене двигался корабль, который постепенно покрывался красным конфетти. Эта деталь символизировала пролитую кровь и страдания, связанные с революционными событиями во Франции.

Молодая исполнительница и неубиваемая классика

На церемонии открытия выступила восходящая звезда французской музыкальной сцены — поп-певица Айя Накамура. Она была одета в золотое платье и сандалии от Dior. Визуальная часть выступления была продумана до мелочей. Подтанцовка была одета в костюмы, гармонирующие с нарядом самой Накамуры.

Музыкальная программа исполнительницы включала попурри из её собственных популярных композиций, а также классический хит Шарля Азнавура For Me Formidable.

Кража шедевра в прямом эфире

Отдельную часть посвятили «Моне Лизе» и, внезапно, мультфильму «Гадкий я».

В какой-то момент оказалось, что полотно украли из Лувра. Затем зрители увидели, как миньоны, персонажи франшизы о злодее Грю, плывут на подводной лодке по Сене. На судне была организована целая тренировочная база для подготовки к Олимпиаде. Во время демонстрации спортивных достижений персонажей оказалось, что знаменитую картину украли именно миньоны. После неудачной тренировки стрелков и атлетов всю подлодку заполняет вода. Пока персонажи отвлекаются, «Мона Лиза» всплывает на поверхность реки.

Этот эпизод отдали дань Illumination Studios Paris, где был придуман концепт для миньонов, и подчеркнули факт, что «Мона Лиза» является картиной, которую пытались украсть чаще всего.

Самый «интересный» эпизод

Организаторы решили показать наследие французской моды. Один из мостов Парижа превратился в подиум, на котором воцарилась атмосфера показа домов высокой моды. По конструкции прошли модели, спортсмены и люди с особенностями здоровья.

Однако после показа на сцену вышли травести-артисты. Их выступление встретило критику консервативной публики. Многие увидели в этом эпизоде пропаганду ЛГБТ (ЛГБТ-движение признано экстремистским и запрещено в России), оскорбление христианских ценностей и европейской культуры в целом. Последнее обвинение связано с тем, что в конце артисты выстраиваются в ряд, как за столом, и начинают позировать. В моменте зрители обнаружили провокативную отсылку к работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», хотя авторы уверяют, что зарисовка должна была показать «Пир богов». В конце номера на подиуме появляется поднос с блюдом. Главным «украшением» на тарелке оказался голый, покрытый синей краской шоумен Филипп Катерин, который должен был стать отсылкой к Дионису, богу пиршества, вина и отца Секуаны, богини реки Сены.

Скандал не утихает до сих пор, несмотря на извинения со стороны организаторов и уверения креативного директора церемонии Томаса Джолли, что замысла спародировать библейский мотив не было.

Тарас Триль, руководитель отдела маркетинга Yes,today! Film

Есть вопрос к некоторым креативным решениям организаторов. Например, их интерпретация «Тайной вечери» во время выступления артистов кажется действительно неоднозначной. Но организаторы уже принесли извинения за свой подход к этому произведению классики.

Александр Корчагин, генеральный директор StageProEventSolutions

Свобода, равенство, братство не осталось без смелости и безрассудства. Не будь они французы. Искусство должно быть провокативным, иначе это не искусство, а кусок merde. И если в масс-медиа присутствует журнал «Шарли Эбдо», то аллюзия на «Тайную Вечерю», так всколыхнувшую массы, по французским меркам куда как более невинна, чем «Тайная Вечеря» из пластилинового «Падал прошлогодний снег» Татарского.

Яков Ионычев, креативный директор Deasign Russia

Интересно наблюдать, как крупные мероприятия поддерживают к себе интерес вирусными инфоповодами. Вспомним, например, «Оскар», когда там то сначала перепутали фильм, то на сцене Вилл Смит зарядил по лицу ведущему за шутку. Не до конца понятно, постановка это или нет, но факт остается фактом — многие узнают о том, что мероприятие вообще было именно по мемам с него.

И в этом плане Олимпиада в Париже всех обскакала — тут и Снуп Дог с большим факелом-косяком, и синий бородатый певец, и отсылка к «Тайной вечере». Организаторы явно получили полный карт-бланш, чтобы донести мысль о равенстве и свободе всех и вся, и отлично постарались, что теперь извиняются, а ролик с подборкой лучших моментов с открытия Олимпиады удалили с YouTube.

Так что тут стоит не забывать о темах, которых все же лучше не касаться. Даже если твоя цель — «празднование толерантности общества», может оказаться, что у этой толерантности есть границы.

Жанна и ее железный конь

Внимание многих зрителей привлекла впечатляющая сцена с Жанной д’Арк, которая появилась на металлическом коне. Всадница в блестящих латах несла олимпийский флаг, который позже был торжественно поднят над местом проведения церемонии, символизируя начало Игр.

Большое внимание было уделено костюму всадницы. Латы для Жанны д’Арк создала независимый французский дизайнер Жанна Фрио. Её работа отличалась высокой детализацией, сочетая элементы средневековой брони с современными дизайнерскими решениями. Этот костюм подчеркнул историческую значимость образа Жанны д’Арк для Франции, а также продемонстрировал талант и креативность современных французских дизайнеров.

Как зажгли в Париже

В этом году олимпийский огонь стал не просто символом начала соревнований, но и центральной частью зрелищного шоу. В рамках церемонии пламя перенесли в кабину воздушного шара. После наполнения горячим воздухом он взмыл вверх и полетел в сторону Эйфелевой башни.

Выбор воздушного шара как места для олимпийского огня был неслучаен. Это символическое отступление к предыдущей парижской Олимпиаде 1924 года. В те времена воздухоплавание впервые стало олимпийским видом спорта. Использование воздушного шара не только добавило зрелищности церемонии, но и подчеркнуло связь с богатым историческим наследием Олимпийских игр во Франции.

Александра Тюрина, руководитель группы отдела стратегии и аналитики Hate Agency

История Франции полна противоречий и действительно может похвастаться как великими успехами, так и провалами. Такой же периодами хаотичной и эклектичной получилась и церемония, что очень круто передает национальный характер Франции.

Из всего разнообразия литературных, музыкальных, исторических отсылок больше всего мне понравилась самая «ботанская» — с воздушным шаром. Первый воздушный шар, заправленный водородом, как раз отправился в воздух из сада Тюильри. Оттуда же стартовал и роскошный олимпийский шар!

Дион в Диор

Эффектным завершением церемонии стало выступление мировой вокальной дивы Селин Дион. Канадская певица исполнила под аккомпанемент пианино знаменитую композицию Эдит Пиаф Hymne A L’Amour. Это выступление стало первым появлением Дион на сцене после полутора лет отсутствия. В декабре 2022 года певице поставили диагноз «синдром мышечной скованности», что вынудило её временно прервать свою карьеру.

Дива и пианист были одеты в одежду от модного дома Dior. Сцену установили на подсвеченной Эйфелевой башне, ее украсили пятью перекрещивающимися кольцами — символом Олимпийских игр. Эффектным дополнением к выступлению стала погода: во время исполнения песни начался сильный дождь.

Александра Тюрина, руководитель группы отдела стратегии и аналитики Hate Agency

Возможно, банально, но главное событие этого открытия — Селин Дион. Уже два года она борется с сильнейшим заболеванием ЦНС, практически не выступает и редко появляется на публике. Уверена, что многие включили трансляцию открытия именно из-за Селин и ее бесконечного таланта. Она буквально на своем примере демонстрирует, что значит жить по олимпийскому девизу «быстрее, выше, сильнее — вместе» и за пределами спортивной площадки.

Олимпийские игры 2024 года запомнятся не только благодаря впечатляющим выступлениям спортсменов, но и креативными решениями, которые предложили создатели церемонии открытия. Смогут ли ребята из Лос-Анджелеса, где пройдет следующее спортивное событие в 2028 году, превзойти (или переплюнуть?) эту церемонию, «будем посмотреть».

Мария Мокина, арт-директор агентства The Clients

Сложно сказать, что было более французское на открытии — «Пир богов», обезглавленная Мария-Антуанетта под рок или в целом вся эта как будто бы небрежность представления. По-моему, очень по-французски. Было время других олимпиад (в России, Пекине, Токио, Турине), когда недоумение вызывало как раз это стремление быть «дороже, круче всех, вот как мы можем за много миллиардов» — типичное стремление выложиться на людях по полной.
В этот же раз мы видим картину наоборот: сложилось полное ощущение, что Франция делала это шоу как будто бы для себя и получала удовольствие. Haters gonna hate.

Сложилось ощущение, что церемонии открытия не хватило целостной концепции. Такому масштабному мероприятию необходимо продумывать как технические организационные вопросы (например, ливень, который залил гостей, журналистов и участников; его смогла остановить только Селин Дион), так и общевизуальные. Даже той французской эклектике и смешению жанров не помешала бы какая-то идея, объединяющая то, что французам все равно удалось сказать: открытость и смелое объединение истории и современности.

Влад Ситников, Академик РАР, партнер креативного агентства GRAPE

SEXE ET MENSONGES (Секс и Ложь) — хороший заголовок к шоу и одна из книг (автор Лейла Слимани), на которой сделали акцент во время открытия. Фейерверк отрывного креатива: дети и черепа, герой известной игры Асассин Крид, который пробегает через Лувр с факелом, без стеснения и позора демонстрация сгоревшего по глупости храма и отрубленная голова королевы, баррикады, аллюзии на вселенную Безумного Макса со скоморохами на шестах, разодранные книги в библиотеке, миньоны и Маленький Принц, сожженный рояль на фоне титра «Вместе за мир», всадник апокалипсиса с гравюры Дюрера, и как финал перевернутый олимпийский флаг.

Многие кричат — безумие. Мое мнение — это хорошая иллюстрация к TikTok культуре, которая развернулась во всей своей бурлящей и фееричной красе. Карнавальная культура Бахтина во всей красе — когда мир сходит с ума, остается одно — отдаться безумию полностью и до конца.

Режиссер провел нас по всем знаковым историческим событиям и местам Парижа, но, к сожалению, без связи и логики с сутью Олимпиады и олимпийского движения. Да, мы увидели «открытость» ко всему новому… И вот тут возникает вопрос, возможно, смотреть нужно было не ту «культуру», к которой привык обыватель, а на ту, что открывается перед нами здесь и сейчас, новую, вчерашнюю контркультуру, что стала значимой и обыкновенной в жизни французов. Именно этот намек и, кажется, мне наиболее удачным в этом шоу.

Очевидно, что само шоу было интересным для зрителей трансляции, у экрана, для тех, кто купил себе место за 1.5к евро — это выглядело очень куцо: проплывали корабли с делегациями и, если повезло, часть шоу было видно на экране или даже воочию. Прекрасная идея использовать весь центр города, но в ущерб обычному зрителю, который хотел ощутить весь праздник на стадионе. Желание показать доступность и открытость, которое началось с Жамеля Деббуза, что всю свою творческую жизнь демонстрирует с экрана, как можно бороться с ограниченными возможностями, завершилось случайной аллюзией (да, я знаю, что это не «Тайная вечеря»), которую не поняла большая часть верующих людей… Все это выглядит либо глупостью, либо слепой отвагой. Не всякий акт «искусства» может быть понятен всем — вот это не учли авторы, но ведь в этом и есть дерзость или проявление TikTok культуры.

Олег Кирин

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.