УФАС Санкт-Петерубрга признал администрацию города виновной в сокращении количества участников рынка наружной рекламы города, а также денежных средств, полученных бюджетом северной столицы. Антимопольщики заключили, что Смольный нарушил закон «О защите конкуренции», а также во второй раз предписали Комитету по печати и взаимодействию со СМИ провести торги на эксплуатацию рекламных конструкций.
История с рекламными торгами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге тянется с прошлого года. Тогда мэрия пыталась провести аукцион, однако антимонопольщики аннулировали его из-за нарушений в документации. Рынок ждал повторных торгов, но Комитет не спешил наводить порядок.
Фактически, наружная реклама в городе никак не регулировалась: сроки договоров с операторами истекли еще в 2013 году, а снос незаконных рекламных конструкций был запрещен губернатором. Медлительность властей связана с отраслевым ГОСТом. Большая часть мест, внесенных в схему размещения наружки, не соответствует техрегламенту. Из 9,629 тысяч утвержденных адресов в Петербурге под требования подходит не более 46.
Согласно проекту местных властей 2014 года - новой схеме размещения - в Санкт-Петербурге должно было остаться всего 532 рекламные конструкции. Позже ситуация ухудшилась: как заявил комитет, на аукцион город может выставить только 46 рекламных конструкций. К третьему заседанию комиссии их число увеличилось до 145.
«Проведение закупки обязательно даже на эти места. Если в дальнейшем будут появляться новые возможности для размещения наружной рекламы, это будут новые торги», - заявлял тогда замглавы петербургского УФАС Вячеслав Тукаев. Помочь с поиском дополнительных возможностей для размещения рекламы была готова организация «Деловая Россия».
По данным Северо-Западного представительства АКАР, в 2014-м объем рынка наружной рекламы Санкт-Петербурга составил 4,5 млрд рублей, по итогам года он сократился на 8%. В 2015 году падение продолжилось, при этом outdoor стал крупнейшим медиасегментом в северной столице, обогнав ТВ (39% против 35%).
Однако, рекламные торги до сих пор не состоялись. Комиссия петербургской УФАС признала администрацию города виновной в части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, выразившихся в непроведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Из заключения антимонопольщиков следует, что эти действия привели к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке наружной рекламы Санкт-Петербурга.
"Действия (бездействие) Комитета по печати, выразившиеся в непринятии мер для решения вопроса по проведению торгов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имеющихся местах, вошедших в Схему и учитывающих требования безопасности, ГОСТ, градостроительных норм и правил и непринятию иных мер, подлежащих применению при решении вопроса по изысканию возможных (новых) мест размещения рекламных конструкций, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке наружной рекламы города Санкт-Петербурга и влекут недопущение, ограничение и устранение конкуренции на вышеуказанном рынке".
В свою очередь, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации УФАС выдала обязательное для исполнения предписание о проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге. Это уже второе по счету предписание; в первый раз ведомство обозначило срок проведения аукциона до донца февраля 2016 года.