Вопрос о том, нужно ли пиарщику учиться в вузе или достаточно иного гуманитарного образования плюс несколько профильных курсов, стабильно всплывает как внутри отраслевого сообщества, так и вне его. Аналитики КГ «Полилог» изучили предложения образовательного рынка, выявили возможные образовательные треки и описали ресурсы, которые студент на них потратит.
Были собраны данные о существующих программах обучения в Москве и Санкт-Петербурге, коммерческих курсах экспертов индустрии и крупнейших онлайн-школ, а также программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Основные выводы:
1. Крупные онлайн-школы выходят на один уровень с государственными вузами по количеству программ обучения PR-специалистов. На данный момент формируется два параллельных образовательных трека:
- профильные программы государственных вузов, программы повышения квалификации и курсы ДПО и переподготовки;
- коммерческие курсы: онлайн-школы, программы от профильных организаций и агентств, а также отдельных авторов.
2. Государственные вузы предлагают системный подход к обучению профессии, но требуют больше времени и финансовых ресурсов студента. Выявлено 53 программы обучения в государственных университетах Москвы и 22 программы — в госвузах Санкт-Петербурга. Так, учеба пиарщика в столице стоит дороже: средняя стоимость обучения — 383 тыс. 521 р., в Санкт-Петербурге — 288 тыс. 565 р. В силу системности образовательного подхода и выдачи диплома — это оптимальный способ изучения основ профессии при наличии средств и времени.
3. Онлайн-школы можно назвать главной альтернативой университетскому образованию. Выявлено 33 курса от девяти школ. Ключевое отличие от госвузов — возможность самостоятельно построить трек обучения. Средняя стоимость крупных программ, посвященных основам профессии, — 136 тыс. 358 р. С учетом дополнительных курсов цена может оказаться сильно выше. В среднем один специализированный курс обойдется в 42 тыс. 165 р. Подобные программы подойдут как слушателям, не знакомым с PR-направлением, так и специалистам, желающим освоить новые навыки.
4. Курсы от профильных организаций в первую очередь ориентированы на изучение специфики профессии, нетворкинг и встраивание в профессиональную среду. Формат подойдет для выпускников PR-направлений вузов и онлайн-школ и уже практикующих специалистов, которые хотят подтянуть знания в конкретных областях отрасли и расширить круг полезных деловых связей.
5. Повышение квалификации в госвузах — формат, интересный системным подходом в получении знаний и выдачей заверенного документа. Средняя стоимость обучения — 31 тыс. 808 р. за 4−5 недель занятий. Программы по профессиональной переподготовке схожи по способу освоения, разница заключается лишь в большем объеме обучающего материала и цене. Этот вариант подойдет госслужащим, для которых наличие документа является необходимым условием карьерного продвижения.
Главный итог анализа — карта образовательного рынка для PR-специалистов:
Путь пиарщика с вузовской скамьи
Исследовано 38 высших учебных заведений, предлагающих программы обучения PR-специалиста: 23 — в Москве, 15 — в Санкт-Петербурге. В совокупности они предлагают 53 профильных программы, 28 из которых направлены на обучение основам пиара, 25 имеют отраслевой уклон или профессиональную специфику. Во многих из них поступающие могут на начальном этапе задать вектор образовательного трека, например, выбрав программы с уклоном в менеджмент (НИУ ВШЭ), медиа (РГГУ, Московский политехнический университет), международное направление (МГИМО), коммерческий сектор (РОСНОУ)
При выборе вуза можно подобрать направление, исходя из карьерных пожеланий: международный PR (МГИМО, РГГУ, МГЛУ), PR в авиабизнесе (СПбГУГА), продюсирование (НИУ ВШЭ) и дизайн (СПгУПТД).
Выбор московского вуза окажется более дорогостоящим решением. Средняя стоимость обучения в столице — 383 тыс. 521 руб., в СПб — 288 тыс. 565 руб. «Рекордсменами» по стоимости обучения являются МГИМО и НИУ ВШЭ. За год обучения в них нужно будет отдать около 730−750 тыс. руб. Абитуриент московских университетов имеет больше шансов попасть на бюджет (в среднем 15 человек на место в Москве и 10 — в Санкт-Петербурге). При этом для поступления в столичный вуз нужно набрать больше вступительных баллов — это условие касается как программ бюджетной основы (271 против 262), так и договорной (144 против 132).
Учеба в вузе является наиболее затратным способом получения знаний о профессии, как по времени, так и по финансам. Но это компенсируется подтвержденным документом о получении степени бакалавра и, что более важно, системным образованием.
Надежда Первова, замгендиректора КГ «Полилог» по PR:
В краткосрочной перспективе курсы полностью не заменят PR-образование госвузов, но в среднесрочной перспективе вполне могут сравняться и обогнать их. На мой взгляд, восприятие хорошего государственного вуза — это система с богатым академическим ресурсом, которая способна привлечь ведущих спикеров из отрасли, в то время как онлайн-школы, как правило, привязаны к более узкому спектру специалистов, завязанных на конкретном агентстве. Реноме вуза позволяет ему работать с большим количеством спикеров и организаций.
Онлайн-школы наносят ответный удар
Альтернативой высшему образованию выступают коммерческие курсы. Для большей точности итоговых данных, отобранные программы были разделены на онлайн-школы и курсы от профильных организаций и отдельных авторов.
Онлайн-школы — базовый способ изучить основы профессии без университетского образования. По итогам исследования было отобрано 33 курса от девяти школ. Их специфика заключается в возможности выбора интересующих программ обучения. Речь идет о продолжительных курсах (от нескольких месяцев до года), предлагающих изучение основ профессии, и специализированных курсах, посвященных отдельным аспектам пиара. Из-за вариативности обучения итоговая цена знаний PR-специалиста может сильно отличаться. Средняя стоимость крупных курсов (6 и более месяцев) составляет 136 тыс. 358 руб. Прохождение курсов, направленных на обучение отдельным аспектам профессии, обойдется в среднем в 42 тыс. 165 руб.
Отрасль дообучает
Курсы от профильных организаций и авторов фокусируются на изучении отдельных отраслевых и профессиональных аспектов работы пиарщика. Выбор данного пути зачастую требует знаний об устройстве PR-индустрии, о чем предупреждают их авторы. Преимущества подобных курсов: детальное обучение конкретным направлениям работы PR-специалиста, нетворкинг с представителями сферы и возможное получение работы. Так, курс «Профессия PR-менеджер в FASHION» от Fashion Factory нацелен на поиск специалистов для работы в индустрии моды, отбор которых будет проходить по итогам курса. Но подобный подход нельзя назвать системным.
Обучение в онлайн-школах и прохождение курсов от профильных организаций и авторов дополняют друг друга. Главное преимущество — возможность выбора компетенций, необходимых на желаемом месте работы. Можно выделить три направления работы PR-специалиста, на которые делается упор авторами большинства курсов:
- менеджмент (7 курсов)
- медиасфера (6 курсов)
- диджитал-сфера (3 курса)
Коммерческие курсы проявляют большую «гибкость» направлений в программах обучения, подстраиваясь под актуальный контекст. Так, авторские тренинги Тимура Асланова уже включают в себя курсы по работе с нейросетями для PR-специалиста.
Повышение квалификации — только для госслужащих?
Помимо прохождения курсов от частных компаний и авторов, начинающему PR-специалисту доступна возможность повышения квалификации и переподготовки на соответствующих программах обучения. Услугу оказывает большое количество частных и государственных образовательных учреждений. В исследовании сделан акцент на программах, предоставляемых государственными вузами. Основным преимуществом прохождения подобных программ обучения можно назвать получение соответствующего официального документа, который может быть полезен PR-специалисту для трудоустройства и карьерного роста. Особенно это актуально для госслужащих, хотя и в крупных корпорациях повышается спрос на верифицированное повышение квалификации сотрудниками. Средняя стоимость прохождения курсов по повышению квалификации — 31 тыс. 808 р. за 4−5 недель занятий.
Профессиональная переподготовка — еще один способ освоения PR-направления для представителей других специальностей. Как и в случае с программами повышения квалификации, курсы по переподготовке предоставляют системные знания, освоение которых подкрепляется документом. Средняя стоимость прохождения курсов составит 87 тыс. 311 руб. за несколько месяцев обучения. Программы содержат информацию об основах PR-профессии, однако встречаются курсы, направленные на формирование управленческих компетенций (РЭУ им. Г. В. Плеханова).
Ярослав Мешалкин, управляющий партнер агентства Heads'made, автор канала «ЯР о PR»:
С одной стороны, я сторонник классического высшего образования. Культурная база, полученная в университете, становится «маркером», который делает тебя своим либо чужим во многих сообществах. С другой, именно специализированные знания надо добирать дополнительными программами образования. Например, я учился GR в МГИМО, маркетингу в ВШЭ, а ведению блогов в Мастерской новых медиа. И тут неважно, на какой базе эти программы проводятся: надо смотреть состав спикеров или преподавателей, оценивать будущих сокурсников в плане эффективности деловых связей. Очень хорошо, что есть такая конкуренция между госвузами и онлайн-школами, она стимулирует повышение качества образования.
Надежда Первова, замгендиректора КГ «Полилог» по PR:
Курсы профессиональной переподготовки все еще востребованы, ведь на тех, кто идет туда, очень часто влияет не только личный выбор, но и необходимость, связанная с корпоративными требованиями или же с переходом из одной сферы в другую, как смежную, так и нет. Вижу актуальность курсов прежде всего для тех, кто переходит из смежных или несмежных областей, крупных корпораций, их филиалов, а также представителей федеральных госорганов и органов региональной власти.
Стоит сказать, что исчерпывающей необходимости, которая влияла бы на качество работы современного PR-специалиста, с точки зрения профильного образования нет. Для меня нет вопроса, должен ли он быть образован, либо после 10—11 класса сразу идти в пиар. Идти он может, но будет явно недообразован с точки зрения кругозора и способности находить и обрабатывать информацию. Пиарщик может получить образование в любой сфере, но тут важна его способность усваивать информацию и продолжать учиться.
На мой взгляд, онлайн-школы важны для состоявшихся специалистов в этой отрасли, которые очень хорошо разбираются в рынке, трендах, спикерах и подбирают конкретную школу под себя, и идут к конкретным спикерам, специалистам и владельцам курсов.