Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила нарушения в тендере «Почты России» на информирование об услугах компании, в том числе работе приложения и цифровых сервисов. Регулятор признал условия конкурса ограничивающими конкуренцию и предписал компании внести исправления в условия проведения конкурса, в том числе привести его в соответствие с нормативными актами. Подробности — в материале Sostav.
Почему ФАС обратила внимание на конкурс
Впервые «Почта России» разместила конкурсную закупку на информирование «о доступных услугах «Почты России», существующих и внедряемых, в том числе мобильного приложения и других цифровых продуктах, с помощью сети Интернет» в ЕИС 21 сентября 2020 года. Начальная максимальная цена договора на два года — 224,307 млн руб. Однако все четыре поданные заявки были признаны организатором несоответствующими требованиям документации. Участники были отстранены от конкурса и подали жалобу в ФАС.
Антимонопольный орган обнаружил в тендере ряд нарушений закона о закупках, имеющих признаки ограничения конкуренции. Причиной этому стали пункты, налагающие дополнительные финансовые обязательства на участников закупки для целей принятия участия в конкурсе и ограничивающие количество его потенциальных участников. Также в ходе разбирательств было установлено, что организаторы закупки ошибаются в расчетах по собственной методике вычисления финансовой устойчивости участников, говорится в решении ФАС (есть в распоряжении Sostav).
Комиссия также отметила, что договор по тендеру «не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства». Sostav направил запрос в пресс-службу «Почты России».
Претензии Антимонопольной службы
В своем решении ФАС установила, что оценка заявок участников конкурса осуществляется по показателям: «Нахождение участника в ТОП 20 рейтинга по медиазакупкам прямой рекламы в интернете за 2019 год по данным индустриального рейтинга adindex.ru», «Членство участника или группы, в которую входит участник, в ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)», «Наличие у участника или группы, в которую входит участник, договора с АО «Медиаскоуп» (орфография сохранена — прим. Sostav).
Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу «об отсутствии объективности указанных показателей оценки». В ФАС отметили, что «установление таких показателей предоставляет преимущественные условия отдельным участникам закупки, что ставит в неравное положение участников закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора».
Комиссия предписала «Почте России» исправить закупку. Новая редакция была размещена в ЕИС 24 ноября, однако методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок осталась прежней. Не изменились и некоторые из требований, которые ФАС признала ограничивающими конкуренцию.
Новую жалобу на некорректное проведение тендера подали ООО «Мультиплан Рус» и ООО «Перфоманс Платформа». Комиссия ФАС во вторник, 15 декабря, огласила решение об удовлетворении жалобы и продолжении закупки с новыми условиями, которые будут раскрыты в предписании. Предписание на момент публикации еще не было обнародовано.
Что не так с новым тендером
Новая жалоба связана с тем, что обновленные требования мало отличаются от прежних и остаются размытыми, поделился с Sostav мнением один из участников разбирательства.
Наличие договора Mediascope превратилось в «Наличие доступа к индустриальным исследованиям, необходимым для планирования и анализа рекламных кампаний». При этом не указано, что заказчик считает необходимым для организации рабочего процесса исполнителя. А «Нахождение участника в ТОП 20 рейтинга по медиазакупкам прямой рекламы в интернете за 2019 год по данным индустриального рейтинга adindex.ru» было заменено на топ-36, несмотря на указание ФАС о недопустимости оценки по данным показателями, отметил собеседник Sostav.
Кроме того, ухудшились условия оценки по параметру «Нахождение участника в ТОП 36 рейтинга по медиазакупкам прямой рекламы в интернете за 2019 год по данным индустриального рейтинга adindex.ru» для всех участников ниже 12 места, указал он.
Шкала оценки изменилась таким образом, что разница баллов между первой и четвертой десяткой участников может достигать 50 баллов, тогда как раньше было 40. «Хотя если вы ознакомитесь с их годовыми оборотами, сомнений в способности исполнить контракт не появится», — рассуждает один из участников разбирательства.
Он также отметил, что благодаря ошибке в документации, обладателю 24 места в индустриальном рейтинге, можно было бы начислить двойные баллы: 25 баллов за нахождение в рейтинге на позиции с 12 по 24 и 10 баллов за 24−36 места включительно. Обладателю 12 места и вовсе суммарно пришлось бы начислить 75 баллов из 50 возможных.
ФАС также признала, что новая редакция тендера не исключает неправомерные требования к участникам закупки, которые присутствовали в сентябрьской версии конкурса. «Заказчиком не осуществлены действия, направленные на исполнение ранее выданного предписания», — говорится в решении Антимонопольной службы. В том числе вновь необъективным было признано требование по нахождению в индустриальном рейтинге adindex.ru.
Текущий конкурс должен был закончиться 29 декабря 2020 года, следует из документов, размещенных в ЕИС. Однако согласно предписанию ФАС, исправления могут быть внесены вплоть до 31 декабря.
Пока шло разбирательство «Почта России» зарегистрировала еще одну закупку — у единственного поставщика — на информирование клиентов об услугах и сервисах компании в интернете. Контракт на 34,9 млн руб. на 90 дней достался агентству Dentsu X.
Предыдущий договор на продвижение своих услуг в интернете «Почта России» заключила год назад с ООО «Эдактум» по процедуре закупки у единственного поставщика. Начальная стоимость контракта тогда составила 59,239 млн руб.