После блокировки Instagram (*запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) изменились охваты постов, Stories и активности у блогеров и брендов. Так, за восемь месяцев 2022 года больше всего охваты в Stories потеряли крупные аккаунты, у наноблогеров картина выглядит немного позитивнее. Что касается брендов — ситуация схожа, однако в отличие от постов блогеров, посты компаний набирают ещё меньшие охваты. Об этом сообщает сервис аналитики соцсетей LiveDune, на основе данных 62 тыс. аккаунтов.
Динамика охватов Stories у блогеров
Весной буквально за пару недель российский сегмент Instagram остался на 70% от своих январских показателей. Снижение охватов в Stories началось в марте, однако, по сравнению с мартом, в апреле они ещё сильнее рухнули ― в среднем падение составило 25%.
Интересно отметить тенденцию увеличения разницы между наноблогерами и крупными блогерами. Например, уже в сентябре категории от 100 до 4 тыс. подписчиков выросли в охватах в среднем на 5−8%. А вот категории крупных блогеров продолжают демонстрировать падение и в октябре.
Тот факт, что охваты в первую очередь стали возвращаться к маленьким аккаунтам, говорит о том, что соцсеть становится более «ламповой».
Динамика охватов постов у блогеров
С охватами постов картина выглядит ещё печальнее: относительно января потери почти во всех категориях уже к июлю достигли 50%. В августе произошёл небольшой рост, однако затем — снова падение. Больше всего аудитории стало уходить от небольших блогеров — до 20 тыс. подписчиков.
Динамика охватов Stories у брендов
После сильных падений охватов в Stories у брендов в апреле, снижение в остальные месяцы выглядело не таким заметным. При этом просели бренды из всех категорий. Уже в летние месяцы наметилась тенденция к стабилизации ситуации. К сентябрю большинство категорий улучшили свои показатели, однако в октябре ситуация вновь начала ухудшаться.
Единственная категория, которая практически удержала охваты Stories с начала года к октябрю — 40−45 тыс. — она просела всего на 3%. Все остальные упали от 20% до 45%, сильнее всего несколько категорий, в том числе от 45 тыс. подписчиков.
Динамика охватов постов у брендов
В отличие от постов блогеров посты компаний набирают ещё меньшие охваты. Падение относительно января ― больше 50%. В отличие от охватов Stories, которые к лету уже стабилизировались, охваты постов брендов продолжили снижаться и летом и осенью. В некоторые месяцы небольшой рост после сильного падения произошёл среди групп с самым большим количеством подписчиков.
Андрей Паршенин, основатель коммуникационного агентства Panda Digital:
Даже при падении в 50%, которого за восемь месяцев так и не случилось, в Instagram останется порядка 40 млн российских пользователей…
После сезона отпусков, мы видим местами рост и он был бы сильнее по другим показателям, но мобилизация 21 сентября вернула состояние людей февраля/марта, в этот период людям явно не до брендов и не до контента в целом. Интересно будет увидеть показатели двух последних месяцев, но если ничего не случится, что снова шокирует людей, мы ожидаем увидеть рост большего количества показателей.
Что делать бизнесу со всем этим? Если бренды до сих пор занимают выжидательную позицию, то прошло 8 месяцев и видно, что сейчас с аудиторией. Она есть? а значит стоит с ней работать. Это гораздо эффективнее, чем экспериментировать с новыми площадками, которые не набрали и десятой части того, что можно получить в Instagram.