В 2015 году спам последовательно сдавал свои позиции. Наиболее значительный спад наблюдался в первом полугодии: если в январе на спам приходилось 62% почтового трафика, то в апреле его доля сократилась до 53,6%. Далее этот показатель изменялся незначительно и по итогам прошлого года составил 55%. Снижение связано с миграцией рекламы легальных товаров на более удобные платформы, например, в социальные сети и купонные сервисы. Большая часть почтового мусора рассылалась из США (15%), на втором месте — Россия с 6%, говорится в отчете «Лаборатории Касперского».
Зато Россия стала лидером по количеству фишинговых атак. 18% пользователей столкнулись с подобными инцидентами, причем особый интерес фишеры проявляли к финансовым организациям: банкам, платежным сервисам и онлайн-магазинам. Атаки на подобные ресурсы составили треть от всего числа фишинговых угроз.
Фишинг давно вышел за рамки почтовых клиентов. Одним из популярных способов распространения фейковых страниц является всплывающая реклама. Этот нехитрый прием используют множество мошеннических схем: поддельные страницы автоматически открываются в браузере при посещении некоторых сайтов, в том числе вполне легитимных, но использующих формат pop-up.
Россия также попала в первую тройку по количеству пользователей, столкнувшихся с вредоносными вложениями в сообщениях. В 2015 году на долю нашей страны пришлось более 6% вредоносных писем. Годом ранее Россия занимала восьмую строчку списка.
Спамеры активно использовали интерес к мировым событиям. Так, мошенники рассылали фальшивые уведомления о выигрыше в лотерею, посвященной Олимпиаде в Бразилии. «Нигерийские» мошенники пытались нажиться на украинских событиях, войне в Сирии, землетрясении в Непале. В некоторых письмах говорилось, что они отправлены прямо из лагеря беженцев.
Злоумышленники постоянно изобретали уловки. К примеру, размещали в письмах не классические URL-ссылки, а QR-коды. Кроме того, латинские буквы и цифры в доменах и IP-адресах часто заменялись на символы из других алфавитов и символьных систем. Для сокрытия вредоносных программ, прикрепленных к сообщениям, спамеры использовали архивы не самых популярных форматов –.cab, .ace, .7z, .z, .gz.
Аналитики предполагают, что в 2016 году доля спама продолжит уменьшаться, однако снижение вряд ли будет заметным. В зоне риска окажутся пользователи мобильных устройств, поскольку спамеры все активнее рассылают подделки под уведомления от приложений. В этом году тенденция будет только набирать обороты, поскольку активность пользователей смартфонов и планшетов с каждым годом растет.