Российские потребители все меньше времени проводят в магазинах и торговых центрах, особенно ощутимо снижение сказалось на Москве. При этом они все реже готовы переплачивать за известный бренд, также на поведение потребителей стал оказывать влияние патриотизм. Об этом говорит исследование агентства Initiative, проанализировавшего потребительские тренды 2014 года.
Рост высокодоходного населения в России продолжается, однако потребители стараются контролировать свои расходы.
Источник: TNS Marketing Index
Усиливается тенденция рационального отношения к финансам, по сравнению с прошлым периодом на 5% выросло число россиян, которые стараются не допускать непредвиденных расходов.
Источник: TNS Marketing Index
Шоппинг все больше становится необходимостью, а не развлечением. Российские потребители уже меньше времени проводят в магазинах, чаще заранее планируют покупки и приходят в торговые центры целенаправленно за определенным товаром. Процент таких покупателей в Москве вырос почти на треть (29%). Как следствие, падает посещаемость торговых центров Москвы: самое большое снижение Shopping Index произошло во втором квартале 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Источник: TNS Marketing Index
Кроме этого, российские потребители в меньшей мере стремятся переплачивать за бренд и более качественные товары. По сравнению с прошлым периодом, на 11% снизилось число россиян, готовых тратить дополнительные средства на известную торговую марку.
В покупательских предпочтениях более активно проявляется патриотизм. Растет процент потребителей, считающих, что россияне должны покупать отечественные товары и дать возможность российской промышленности развиваться. Также все больше людей верит, что Россия может производить очень качественные товары.
Источник: TNS Marketing Index
Что касается товарных категорий, то большинство товаров массового спроса в 2014 году остаются стабильными, однако категория алкогольных и табачных товаров падает. На 15% процентов снизилось количество покупателей алкогольной продукции, на 8% процентов – табачной. Самое большое падение спроса наблюдается в автомобильной категории - количество покупателей автомобилей в этом году уменьшилось на 15% процентов. На отдыхе, по-прежнему, россияне экономить не хотят. Однако стремительного роста данной категории, который наблюдался последние два года, уже нет. Если в прошлом году количество отдыхающих за границей выросло на 23%, то в текущем году – на 4%.
Самый большой рост в 2014 году показала категория мобильного интернета. С увеличением количества гаджетов у россиян растет и потребность в мобильных интернет-коммуникациях. Активный спрос на данную услугу продолжается последние несколько лет – в прошлом году количество потребителей мобильного интернета выросло на 29%, в текущем – на 17%.