Аналитики коммуникационного агентства «Управление пониманием» (УП) совместно с компанией HR4PR Executive Search проанализировали подход PR-специалистов к выстраиванию внешних коммуникаций в последние полгода. Согласно данным исследования, наибольшие возможности для развития PR-активностей компании видят в разработке новых каналов коммуникаций — так считают 19% респондентов. Результаты опроса есть в распоряжении Sostav.
Эксперты УП и HR4PR отмечают, что полученные данные подтвердили тенденцию, наметившуюся в марте: мессенджер Telegram становится «лидирующим и наиболее важным каналом коммуникации для российского PR». При этом представители более половины (52%) компаний заявили, что они впервые начали использовать мессенджер в последние полгода. Ещё 13% респондентов планируют использовать Telegram в будущем.
Среди наиболее популярных способов коммуникации PR-специалисты также указали собственные сайты компаний и электронные рассылки. Интернет-СМИ вытеснили из пяти ключевых каналов коммуникаций традиционные печатные СМИ. Место зарубежных социальных сетей в перечне наиболее популярных каналов коммуникаций заняла российская социальная сеть «ВКонтакте».
Из новых каналов коммуникаций, которыми планируют начать пользоваться компании, выделяются «Дзен», RuTube, а также прямая коммуникация с клиентами, в том числе через организацию мероприятий и email-рассылки, говорится в исследовании.
Если по результатам мартовского опроса компании в основном разрабатывали стратегии и планы реагирования на кризис, то сегодня они смотрят в будущее, отмечают аналитики УП и HR4PR. Так, до 14% выросла доля компаний, которые начали развивать новые направления деятельности — это наиболее популярный ответ респондентов.
Вместе с изменением стратегических приоритетов в развитии компаний меняются PR-задачи. Новые стратегические партнёрства и освоение новых каналов коммуникаций как главные возможности для роста в PR называют 22% респондентов. Рост значимости PR в целом отмечают 17% опрошенных компаний.
Компании приспосабливаются к изменившимся внешним условиям, констатируют эксперты УП и HR4PR. Внесение срочных изменений в PR-стратегию актуально сегодня только для 9% компаний. До 7% уменьшилось количество организаций, в которых фиксируется ухудшение эмоционального фона сотрудников. В два раза — до 5% — уменьшилось количество компаний, у которых падали продажи и происходил отток клиентов.
Более чем в два раза — до 15% — сократилось количество компаний, где активированы планы антикризисного PR. Аналитики отмечают снижение количества респондентов, в чьей работе наиболее важными изменениями называют сокращение и перераспределение бюджетов, — 27%, заморозка и отказ от проектов — 15%, сокращение количества подрядчиков — 6%.
По мере снижения важности антикризисных PR-мер до 8% уменьшилось количество компаний, которые могли бы привлечь внешних консультантов для их реализации.
Исследование проводилось в июле-августе 2022 года. Форма проведения — телефонное интервью или ответы респондентов на вопросы интернет-анкеты. В рамках исследования были опрошены руководители и сотрудники PR-департаментов российских компаний и организаций, которые представляют 20 ключевых отраслей. Респондентам были заданы 13 вопросов о произошедших и планируемых изменениях в коммуникационных практиках компаний.
Среди участников опроса, которые дали согласие на упоминание их компаний, — PESCO Energy & Resources, Renaissance Capital, «Россотрудничество», «Ростелеком», «Детский мир», «Люксор», АСТ, Askona, Сenter2M, Uniweb, «Правовая команда». Из опрошенных компаний 15% являются клиентами коммуникационного агентства «Управление пониманием».