Sostav.ru
27.04.2024 в 11:40

Правообладатели против пиратов: кто займет место под солнцем?

Эксперт рассказал, как медиахолдинги борются с нелегальным размещением контента

Далеко не во всех странах правообладатели фильмов и сериалов борются с пиратством в интернете. На первый взгляд, победить пиратство невозможно — нелегальные сайты множатся с невероятной скоростью, и правообладатели не представляют, как выстроить стратегию по защите своего контента. В России владельцам прав на контент удаётся противостоять пиратской деятельности. Как правообладатели борются с пиратством в зарубежных и российских медиахолдингах рассказал директор департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «ГПМ Цифровые Инновации» «Газпром-Медиа Холдинга» Павел Русаков.

В погоне за пиратами

В 2013 году в России был принят первый закон, ограничивающий нелегальную пиратскую деятельность — 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Первая его итерация имела ряд изъянов, так как пираты быстро находили способы ухода от блокировок, и технологии также стремительно развивались, правообладатели продолжали оставаться в проигрышном положении относительно пиратов, не оставляя попыток оптимизировать защитные механизмы.

Наступление единым фронтом

Со временем правообладатели поняли, что одного закона недостаточно для борьбы с пиратством, и в 2018 году было принято решение объединить усилия. Так родился антипиратский меморандум, подписантами которого стали крупнейшие игроки медиарынка. Среди них со стороны правообладателей — «Газпром-Медиа Холдинг», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», ВГТРК, «Первый канал», Ассоциация продюсеров кино и телевидения и ассоциация «Интернет-видео» (объединяет видеосервисы IVI, Okko, и др.), а со стороны поисковых компаний и видеохостингов — «Яндекс», RUTUBE, Mail.ru Group и Rambler Group. Так в России появился механизм, аналогичный зарубежному DMCA, который со временем доказывает свою эффективность и ярко иллюстрирует важность объединения всех участников медиарынка перед проблемой пиратства. За время действия Меморандума из поисковой выдачи было удалено около 178 млн ссылок на страницы с пиратским контентом.

Помимо чистки выдачи ссылок в поисковых системах, есть также антипиратские инструменты, предоставленные государством: форма обращений в Роскомнадзор и система блокировки «зеркал» (копий ранее заблокированных сайтов) от Минцифры России. Оба способа достаточно трудоёмкие и затратные по времени (требуют обращения в суд с ожиданием решения), поэтому правообладатели надеются, что в дальнейшем процедура будет ускорена.

Сейчас разрабатывается новая версия антипиратского реестра на площадке «Медиа-Коммуникационного Союза», которая позволит быстрее удалять пиратские ссылки, накладывать ограничения на пиратские сайты в поиске, а также подключить к реестру правообладателей музыкальных и литературных произведений. Новая версия может заработать уже через год. К разработке также подключены российские медиахолдинги. Сейчас первый этап по подготовке технического задания уже пройден.

Как владельцы пиратских сайтов делают бизнес на нелегальном контенте

В России можно наблюдать особенное отношение к объектам авторских и смежных прав: люди не осознают, что это не просто чей-то творческий замысел, а огромные финансовые и трудовые затраты больших команд.

«По судебной практике можно четко отследить огромную дифференциацию штрафов за нарушение прав на интеллектуальную собственность и штрафов, например, за нарушение прав на недвижимое имущество: по первым — размер колеблется от 10 тысяч до миллиона рублей, а по вторым — от одного миллиона рублей и выше. Никто не задумывается, что в реальности в большинстве случаев стоимость объекта интеллектуальной собственности значительно превышает среднюю стоимость недвижимого имущества по России. Правообладатели тратят огромные средства на создание контента, и это без учета творческого вклада, который по своей сути бесценен», — говорит Павел Русаков.

При этом, к сожалению, не все осознают, что пираты не предлагают контент бесплатно: пользователь платит своим временем, просматривая навязчивую, громкую и пеструю рекламу очередного азартного сервиса. Пиратов не волнует, досмотрит ли пользователь фильм или серию до конца, какого качества видео, увидит ли ребенок при просмотре мультсериалов выпадающую рекламу недетских сайтов. Им важно, чтобы прокрутилось как можно больше рекламы, за которую они получат свою прибыль. Кроме того, доходы пиратов вполне могут уходить на сомнительные цели, владельцы пиратских сайтов могут находиться на территории недружественных стран или являться их гражданами.

Международные примеры борьбы с пиратством

В некоторых странах санкции против распространения нелегального контента применяются и к пользователям. Так, в Германии пользователь, скачивающий торрент-файл, в конце месяца получает уведомление о необходимости оплатить штраф размером в несколько сотен евро. Повторные нарушения могут привести к ограничению скорости интернета у пользователя или вовсе отключению доступа к сети Интернет конкретного помещения. Но и владельцев пиратских сервисов там не жалеют.

Начиная с 2009 года, произошла череда громких дел, связанных с реальными тюремными сроками владельцев пиратских сайтов: в Швеции владельцев Pirate Bay заключили под стражу на срок от четырех месяцев до года. Через год в Европе арестовали несколько человек связанных с Kino.to. И это не единственные случаи. В 2019 году в Голландии власти изъяли оборудование и отключили сервера крупного пиратского CDN (Content Delivery Network) Moonwalk. Данный сервис CDN пользовался большой популярностью у сайтов, направленных на российскую аудиторию из-за огромной библиотеки аудиовизуального контента. В этом деле владельцы и администраторы сервиса также получили реальные сроки.

За последние годы в США появилось около 130 пиратских стриминговых сервисов, предлагающих фильмы, сериалы и спортивные трансляции по подписке от пяти до 10 долларов в месяц. В 2023 году основатель одного из крупнейших пиратских сервисов GearsTV в США был приговорен к 5,5 годам тюрьмы и конфискации активов.

Вопрос, насколько продуктивны такие радикальные меры, и нужны ли они, требует глубокого анализа и проработки.

Как борются с пиратством в российских медиахолдингах

В медиахолдингах создаются отдельные департаменты обеспечения защиты интеллектуальной собственности (ДОЗИС), основная деятельность которых направлена на борьбу с пиратами, на блокировку и удаление пиратских копий контента и защиту объектов интеллектуальной собственности во всех сферах. Так, например, ДОЗИС «ГПМ Цифровые Инновации» в составе «Газпром-Медиа Холдинга» по итогам 2023 года добился блокировки свыше 8,5 миллионов интернет-страниц с нелегально размещенным контентом, принадлежащим холдингу, — на 19,3% больше, чем в 2022 году.

Для защиты контента было подано более 900 исковых заявлений. Это составляет 44,4% от числа всех исков в России по защите авторских и смежных прав в интернете. Кроме того, в 2023 году юристы холдинга сформировали первую значительную практику по делам о взыскании компенсаций с владельцев пиратских сайтов. Это оказало эффект не только на минимизацию экономического ущерба правообладателей, но и закрепило четкое понимание у пиратов, что в случае нарушений будут обязательно приняты меры.

Еще одним направлением юридической защиты ДОЗИС является защита образов персонажей художественных произведений и товарных знаков, права на которые принадлежат компаниям холдинга. Незаконное использование товарных знаков, особенно известных широкому кругу лиц, может являться для злоумышленников инструментом основного нелегального заработка или дополнительного обогащения за счет популярности конкретного бренда, в развитие которого были вложены существенные ресурсы правообладателя.

Что будет дальше с пиратами?

Специфика антипиратской борьбы заключается в постоянном развитии самих пиратов, которые систематически находят новые способы, как обойти законодательство. Поэтому крайне важно использовать комплексный подход и работать на опережение. Для этого, помимо совершенствования механизмов защиты, также крайне важна синергия совместных усилий: взаимодействие с госорганами, судами, участниками интернет-рынка и в целом медиаиндустрии.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.