Общий объём продаж бытовой техники и электроники в России составил 2,2 трлн руб. по итогам 2022 года, сообщают «Ведомости» со ссылкой на подсчёты аналитической компании Infoline. Рынок сократился на 15,4% по сравнению с 2021 годом.
Как напоминает генеральный директор Infoline Иван Федяков, многие зарубежные компании в прошлом году приняли решение покинуть страну, среди них — Samsung, LG, Apple, Asus, Hewlett-Packard, Panasonic, Sony. Ряд других крупных производителей (в их числе Huawei, Xiaomi, Lenovo) ограничил торговые отношения с Россией.
Из-за этого российские компании стали выводить на рынок собственные торговые марки. Например, «М.Видео-Эльдорадо» запустила продажи бытовой техники и электроники под брендами Novex и Hi, а Ozon — под маркой Hartens.
Коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов отметил изданию, что позиции ушедших западных брендов постепенно занимают китайские и турецкие игроки, а также производители из России и стран СНГ.
По его словам, в категории телевизоров корейские бренды Samsung и LG, занимавшие 62% рынка, снизили продажи по итогам 2022 года почти в три раза. У китайских компаний Haier, Hisense, Xiaomi и TCL этот показатель, напротив, вырос втрое — с 12,1 до 35,9%. Абсолютных цифр эксперт изданию не привёл.
Похожая ситуация сложилась со смартфонами. По данным Погудалова, продажи устройств Samsung, упали на 40%, а доля сократилась до 17,6%. При этом эксперт указывает, что это одна из немногих компаний, сохранивших в России полноценное представительство, тогда как другие бренды работают на нашем рынке через дистрибьюторов.
По информации Mobile Research Group, лидерами продаж в этом году являются китайские бренды Xiaomi, Realme и Tecno. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал изданию, что производители смартфонов из Китая продолжают работать в России напрямую и у них есть различные программы для привлечения клиентов (в их числе — рассрочки, кредиты, трейд-ин). Тогда как техника Samsung и Apple поставляется по механизму параллельного импорта, у этих брендов нет техподдержки в стране, гарантии и продвижения.
Представитель «М.Видео-Эльдорадо» отмечает, что спрос на смартфоны из Китая в количественном выражении вырос на 42% относительно прошлого года, а их совокупная доля оказалась более 70%. Средний чек на эту категорию в России сейчас составляет 22 тыс. руб., что на 23% меньше, чем годом ранее, подчёркивает собеседник издания.
В сегменте крупной бытовой техники — холодильников и стиральных машин — самый активный рост случился у китайских брендов, отмечает Погудалов. По его словам, например, продажи Haier выросли более чем на 50%, а доля бренда в этом сегменте уже составляет почти 25%.
Схожая ситуация у турецких производителей. Погудалова указывает, что продажи у Beko, Midea, Gorenje за прошлый год увеличились примерно в шесть раз. Он также подчёркивает, что доля ушедших из России Samsung, Bosch, Electrolux, LG и Miele на рынке холодильников сократилась с 50 до 13,5%. Эти компании занимали лидирующие позиции в сегменте стиральных машин, сейчас они «из поля зрения потребителей фактически исчезли», добавляет Погудалов.
Представитель «М.Видео-Эльдорадо» отмечает растущий интерес к торговым маркам из России, Белоруссии и Узбекистана. Собеседник издания говорит, что российская «Бирюса» и белорусский «Атлант» вошли в число лидеров продаж холодильников. По его словам, сейчас в данной категории на локальные бренды приходится более 20% от продаж в штуках.
В ноябре 2022-го Погудалов, ссылаясь на данные независимых аналитиков, рассказывал «Ъ», что к сентябрю прошлого года доля лидера продаж холодильников 2021-го LG сократилась с 16,1% (в деньгах) до 10,1%. Кроме того, упали доли Bosch и Samsung, снижались продажи Whirlpool, Indesit и других производителей. При этом лидером сегмента с долей 23,5% стал китайский Haier, улучшились позиции турецкого Beko и белорусского «Атланта».