За первые шесть месяцев 2019 года россияне купили на 1,9% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, но заплатили за них почти на 10% больше, сообщает в своем исследовании консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC).
Всего в России с января по июль 2019 года было продано 775 тыс. автомобилей против 790 тыс. в прошлом году. При этом покупатели заплатили за них больше и в рублевом, и в долларовом выражении (8% и 6% соответственно).
На 2,7% выросли продажи автомобилей российских производителей. В первую очередь этот рост обеспечен автомобилями Lada (3%), а вот продажи UAZ упали на 8%. Более 60% продаж иномарок снова приходится на автомобили российского производства, но они сократились на 5% по сравнению с прошлым годом. Эксперты полагают, что причиной падения спроса могло стать повышение цен на автомобили на 10%.
Также в продажах практически незаметно выросла доля импорта — на него пришлось 17% сделок против 16% в прошлом году. В этом сегменте наблюдается рост выше общерыночного в рублевом эквиваленте (20%) и на 4% в количественном. Стоимость иномарок выросла на 3%.
Специалисты пришли к выводу, что оптимистичный сценарий 2019 года предполагает рост продаж новых легковых автомобилей на 0,5% до 1,67 млрд рублей. В базовом прогнозе указано, что продажи снизятся на 2% (1,64 млн штук).
На уменьшении продаж может сказаться рост цен из-за увеличения НДС (с 18% до 20%), ухудшение экономической ситуации в стране из-за ввода новых санкций и сокращение господдержки автомобильной промышленности. Увеличение продаж может случиться из-за естественного роста рынка, повышения ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года, улучшения условий для компаний, подписавших специальный инвестиционный контракт (СПИК).
Исследователи отдельно остановились на вопросе развития рынка электроавтомобилей. За семь месяцев 2019 года их оборот в России достиг 1 914 штук (в 2018 году продано почти 2,5 тыс. штук), а это 80% от оптимистичного сценария на текущий год. Если в ближайшем будущем добавятся меры господдержки, будет развиваться инфраструктура, а также снизится стоимость аккумуляторной батареи, и она будет адаптирована под российский климат, то темп роста может сохраниться в ближайшие несколько лет.
В исследовании указывается, что совокупные продажи электромобилей в России будут расти в 2018−2025 году на 30% по России и на 60% по Москве. На всей территории РФ в этот период может быть продано почти 15 тыс. штук. При этом доля электрокаров на российском рынке все равно не превысит 1%.
В конечном итоге специалисты прогнозируют замедление темпов роста продаж легковых автомобилей из-за падения уровня доходов населения и валютных колебаний. Развитие рынка будет определяться стратегией, которую выберут автопроизводители в условиях перехода на новый инвестиционный режим.
Темпы роста рынка привязаны к объемам государственной поддержки и развитию необходимой инфраструктуры. До 2025 года среднегодовые темпы прироста рынка электромобилей могут достигать до 30%, но их доля на рынке легковых автомобилей не превысит 1%. Учитывая стремительный рост рынка электромобилей, участники рынка должны сфокусироваться на определении стратегии в области двигателей, зарядной инфраструктуры, сегментации рынка.
При этом макроэкономические индикаторы демонстрируют стабильность при росте цен на нефть. Но в первом полугодии 2019 года рынок легковых автомобилей показал снижение на уровне 2%, несмотря на признаки стабилизации экономики.