Рынок косметики и парфюмерии в России падает второй год подряд. Значительно снизив затраты на декоративную косметику, потребители стали больше интересоваться средствами по уходу за лицом. Такие товары россияне всё чаще покупают в магазинах-дискаунтерах, сообщает РБК со ссылкой на исследование GfK.
За год с июля 2018 года по июнь 2019-го продажи снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,6% в натуральном выражении и на 2,1% — в денежном. Оборот у сетевых парфюмерных магазинов и дрогери упал на 7%. Стараясь удерживать покупателей за счет промоакций, они теряют продажи в деньгах. При этом на частоту покупок такие акции не влияют: за год сетевые магазины продали всего на 1% меньше товаров в натуральном выражении.
Дискаунтеры, которые используют меньше промоакций, напротив, нарастили продажи на 17% в рублях и 11% в штуках. Всего через магазины-дискаунтеры продается более 14% всей парфюмерии и косметики. Ожидаемо быстрее всего растут продажи парфюмерии и косметики через интернет, на который переключилась часть покупателей сетевых парфюмерных магазинов. В этом сегменте за прошедший год был зафиксирован рост на 23% и в денежном, и в натуральном выражении.
Самая крупная категория, на которую россияне тратят около четверти своих расходов на косметику и парфюмерию — средства по уходу за волосами. Продажи этой категории стагнировали. Вторая по продажам в денежном выражении категория — парфюмерия, на долю которой приходится 15% покупок всех средств персонального ухода, упала. За последний год россияне, по данным GfK, купили на 12% меньше упаковок духов и другой парфюмерии. В денежном выражении продажи снизились на 13%. Продажи декоративной косметики (тушь для ресниц, губная помада, тональный крем
Крупнейшим розничным продавцом косметики, по данным GfK, за год, с июля 2018-го по июнь 2019-го, был «Магнит Косметик» — самый быстрорастущий формат в структуре всей группы «Магнит». Сеть, которая работает именно как дискаунтер, по итогам 2018 года вышла на первое место, обогнав «Л'Этуаль», признанного лидера рынка в предыдущие 15 лет. В топ-пять крупнейших продавцов всех средств персонального ухода входят также «Пятерочка», гипермаркеты «Лента» и «Магнит» в формате «у дома».
В своих данных аналитики GfK не учитывают продажи компаний, которые используют принцип сетевого маркетинга и распространяют свои товары через представителей. Крупнейшие компании, работающие на российском рынке прямых продаж, снизили выручку. Так, у американской Avon, как указано в ее отчетности, в первом полугодии 2019 года выручка в России упала на 25%. У шведской Oriflame, последние публичные финансовые результаты которой датируются первым кварталом 2019 года, продажи в странах СНГ снизились на 4%. Компании связывают это в то числе с девальвацией рубля и снижением спроса потребителей.