Входящая в X5 Group сеть «Пятёрочка» предложила партнёрам выкупать торговые точки, требующие реконструкции. Речь идёт об обратном франчайзинге, сообщает «Коммерсант».
Руководитель направления привлечения франчайзи «Пятёрочки» Валерия Осташева поясняет, что до сих пор франчайзи могли только открыть новые точки. Инвестиции в каждую из них составляют около 20 млн руб. Купить действующий магазин дешевле — 3−5 млн руб., но покупателям придется вложиться в ремонт.
Оборот франчайзинговых магазинов, по её словам, может быть на 10−15% выше, чем собственных. Кроме того, владелец бренда берет на себя основной объём управленческой работы. Сейчас у сети 370 точек, работающих по франшизе, из 21,6 тыс. магазинов.
Собеседник издания на рынке ритейла называет развитие франчайзинговых точек вынужденной стратегией для крупнейших сетей. «Она позволяет обеспечить рост, на который нужны как инвестиции, так и управленческие человеческие ресурсы, находящиеся в остром дефицита», — поясняет он.
Виктор Большаков, сооснователь компании TopFranchise, автор методологии оценки франшиз Рейтинга TopFranchise
Такое предложение, как продажа действующего магазина за 2−2,5 млн руб., больше похоже на продажу готового бизнеса.
Когда предприниматель играет по-крупному и открывает магазин, вложив в него, к примеру, 20 млн руб., он ожидает окупаемость в течение двух-трёх лет и среднюю прибыль в месяц от 700 тыс. до 1 млн руб. От магазина 2 млн руб. ожидается прибыль в пределах всего лишь 200−300 тыс. руб., таким образом, создаётся справедливое впечатление, что это магазины с низкой ликвидностью, внутри которых есть какие-то проблемы. И вопрос их окупаемости и прибыли, которую они принесут франчайзи, требует дополнительного уточнения.
Ранее сообщалось, что в 2023 году оборот рынка франчайзинга в России вырос на 14,5% по сравнению с 2022 годом и достиг 3,18 трлн руб. У большинства игроков не только увеличился средний чек, но и возросло количество покупок. «Пятёрочка» вошла в рейтинг самых выгодных франшиз в России по версии Forbes.