Объем рынка маркетинговых услуг в 2023 году составил 109,2 млрд рублей, что на 10% больше, подсчитали эксперты РАМУ. Оценка производилась по четырем сегментам: consumer promotion, trade marketing, digital marketing и event marketing. Эксперты прокомментировали Sostav, с чем связан рост рекламных бюджетов, и дали прогнозы на 2024 год.
Сonsumer promotion (+ production, POSM, creative) увеличился на 7%, trade marketing чуть больше — на 9%. Инвестиции в digital marketing повысились на 10%. Доля event marketing выросла на 16%.
В среднем, инфляция (повышение стоимости проектных, операционных, финансовых затрат) в 2023 году по отношению к 2022, по оценкам экспертов РАМУ, составляет 20%. Практически половина респондентов (48%) считает, что она находится на уровне 10−20%. Еще треть (35%) оценивает инфляцию в 20−40%.
Елена Леонова, президент РАМУ, CEO Progression Group:
Рынок маркетинговых услуг в России в настоящее время стабилизировался и показывает положительную динамику. Мы закрылись на 109 млрд руб. по результатам 2023 года. Бизнес адаптировался к новым условиям, произошло перераспределение категорий драйверов-рекламодателей, пришли новые, активизировались и те, кто находился в режиме тишины. Уже сейчас можно сказать, что результат 2024 года будет значительно лучше, несмотря на инфляцию в части сервисов.
Татьяна Щербакова, вице-президент РАМУ, президент Ark Group:
Очевидно, что точные расчеты динамики определенной части рынка практически невозможны, а мнение специалиста всегда субъективно. В этом году важно отметить, что все эксперты очень аккуратны в своих оценках и применяют в целом консервативный подход. Что касается Consumer Promotion, то, несмотря на отсутствие активностей ряда крупных рекламодателей, сегмент находится в зоне устойчивого роста как за счет новых игроков, так и за счет дополнительных инвестиций в хорошо зарекомендовавший себя инструмент мотивации к покупке не только в определенных временных координатах, но и с экономически обоснованной эффективностью.
Фортуна Лариса, вице-президент РАМУ, президент BeeTL:
Безусловно, офлайн-события остаются одним из основных каналов общения бренда с потребителем, что доказывает ежегодное увеличение оборотов агентств. Например, в 2023 году они выросли на 16% по сравнению с 2022 годом. Это не только рекламные и развлекательные проекты, такова общая тенденция event-сферы: клиенты в равной степени начали увеличивать бюджеты на продвижение собственного бренда внутри компании. Это и стратегические сессии, тимбилдинги, спортивные и образовательные мероприятия для сотрудников, а также кейсы, касающиеся устойчивого развития бизнеса и благотворительности.
Полканова Ольга, председатель комитета Trade marketing РАМУ, руководитель экспериментальной практики Action:
Я очень радуюсь росту рынка, появлению новых клиентов, расширению текущих контрактов. Ощущение, что рынок выходит на новый уровень по задачам, по профессионализму участников. В центре развития — цифровизация бизнес-процессов.
Респонденты также поделились прогнозами на 2024 год. Участники исследования ожидают рост во всех сегментах на 14%. Инвестиции в Trade marketing увеличатся на 12%. Объем consumer promotion (+ Production, POSM, Creative) и event marketing поднимется на 15%. Прогнозируется увеличение сегмента digital marketing на 10%.