По результатам исследования, проведенного агентством INFOLine, в 2021 году объём российского рынка торгового маркетинга достиг 80 млрд руб. с НДС. Самыми узнаваемыми, востребованными и эффективными по версии клиентов стали агентства Action , ITM Group, Open Group и Diversity. Агентство опросило 120 производителей и брендов во всех сегментах потребрынка, заказчиками исследования стали ассоциации РАМУ, АМА, АТМ и POPAI. Результаты имеются в распоряжении Sostav.
По данным исследования, мерчандайзинг, аутсорсинг продаж и административный аутсорсинг составили 75% структуры отрасли. Технический мерчандайзинг, трейд-мотивация, ритейл-аудит и другие подсегменты заняли 25% всего объёма. Число специалистов, задействованныих подрядчиками на рынке в прошлом году, достигает более 200 тыс. человек.
В рамках проекта агентство составило комплексные рейтинги участников рынка по направлениям мерчандайзинга, шоппер-маркетинга и аутсорсинга продаж. Лидером рейтинга в сфере услуг мерчандайзинга стало агентство Action, второе место заняла ITM Group, а третье место присуждено Open Group.
В сегменте шоппер-маркетинга первое место заняло агентство Diversity, на второй позиции оказалось Action, а замыкает тройку ITM Group.
В рейтинге по аутсорсингу продаж на первом месте находится ITM Group, на втором — Diversity. Третью строчку заняло агентство Action.
При формировании рейтингов учитывались показатели:
- узнаваемость поставщика (спонтанное знание и наведённое знание);
- востребованность услуг;
- лояльность клиентов (готовность воспользоваться услугами бренда в будущем и рекомендовать его);
- удовлетворенность работой компании.
При выборе агентства 89% респондентов ориентируются на качество сервиса. 80% опрошенных считают решающим фактором легитимность процессов в компании, прозрачность и законность деятельности. Соотношение цены и качества учитывают 78% участников исследования.
Кроме того, решающую роль играют финансовая стабильность (67%) и цена (61%). При этом опыт работы (38%) агентства и наличие у него IT-технологий (26%) являются условиями средней важности.
По словам Елены Леоновой, президента РАМУ и гендиректора Progression Group, исследование поможет развивать сегмент рынка трейд-маркетинга в России. «В результате этой работы рынок получит новый ежегодный функциональный инструмент для оценки и выбора поставщиков в трейд маркетинге», — отметила она.
Леонид Зезин, член правления ассоциации «Маркетинг в ритейле» (POPAI RUSSIA):
Кому-то может показаться, что во времена крайней неопределенности и турбулентности на рынке маркетинга и рекламы исследования подобного рода просто неактуальны. По моему мнению, это совсем не так: в текущий период именно трейд-маркетинг может стать локомотивом индустрии маркетинговых услуг, и интерес к этому рынку должен только возрасти.
Президент АМА Ярослав Плинк отметил, что для агентств такие рейтинги являются возможностью для развития и поиска новых точек роста, так как на результаты обращают внимание закупщики и коммерческие службы заказчиков трейд-маркетинговых сервисов. «Объединив инициативу и усилия четырех отраслевых ассоциаций, мы вышли на новый уровень развития рынка и предложили участникам масштабный и полезный инструмент для дальнейшего выстраивания взаимоотношений и развития бизнеса», — прокомментировал он.
Александр Попов, президент АТМ, владелец бренда Action:
Надеемся, что исследование поможет сделать индустрию торгового маркетинга более прозрачной для общества, государства и бизнеса, а заказчикам облегчит выбор партнеров по ключевым направлениям услуг. Также для нас ценно, что лидирующие позиции членов нашей ассоциации подтверждены независимым рейтингом с прозрачной методологией.
Задачей исследования РАМУ, АМА, АТМ, POPAI и INFOLine стало комплексное изучение российского рынка услуг торгового маркетинга, его структуры, основных тенденций развития. Проект призван повысить прозрачность отрасли, поддержать добросовестных и эффективных игроков и сделать взаимодействие между поставщиками и заказчиками более эффективным.