Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ) заявила о демпинге и возможных нарушения трудового и налогового законодательства в одной из маркетинговых закупок Ростелекома. Речь идёт о тендере на оказание комплекса BTL-услуг стоимостью 80 млн рублей, в котором стартовая максимальная стоимость работы промо-персонала, по мнению представителей ассоциации, была занижена, как минимум, в 2 раза от уровня средних ставок на рынке. При этом итоговая стоимость услуг, предложенная победителями тендера, оказалась еще ниже.
О том, что совет РАМУ обратил внимание Ростелекома на демпинг и невозможность надлежащего и добросовестного выполнения договора на оказание BTL-услуг по итогам проведенного тендера, Sostav узнал из писем ассоциации в адрес телекоммуникационной компании и агентств-победителей, которые оказались в распоряжении редакции.
Тендер, который стал предметом обращений РАМУ, Ростелеком опубликовал на сайте госзакупок в декабре 2016 года. Он предусматривал выполнение комплекса мероприятий по подготовке и проведению промоакций оператора: разработки маркетинговой кампании, созданию креатива, найма промо-персонала, букинга помещений для проведения акций и др. Объем работ, предусмотренный тендером, составлял 80 млн рублей с учетом НДС.
Беспокойство РАМУ вызвала стоимость оплаты труда промо-персонала и её значительное отличие от среднерыночных показателей. В тендерной заявке Ростелекома максимальная ставка за один час работы стандартного промоутера в помещении с учетом всех применимых налогов и сборов (кроме НДС и агентской комиссии) была установлена в размере 214 рублей, а при использовании повышающих коэффициентов — 289 рублей. Для промоутеров модельной внешности такая максимальная ставка составляла 376 рублей, а с применением коэффициентов — 507 рублей.
По данным РАМУ, рыночный уровень минимальной ставки за час работы стандартного промоутера составляет 430 рублей, а промоутера модельной внешности — 773 рубля. Среднерыночную стоимость оплаты труда промоперсонала ассоциация определяет на основе ежегодного всероссийского исследования. Несколько лет назад агентства, входящие в РАМУ, подписали декларацию об использовании единых индустриальных нормативов и стандартов, куда было включено и ценообразование.
По итогам тендера, которые Ростелеком подвёл в марте 2017 года, госкомпания заключила договоры с тремя маркетинговыми агентствами: A1 Agency (ООО «Адвертайзинг маркетинг групп»), Boost Team (ООО «Буст теам») и Rusinfo (ООО «Русинфо). Стоимость предложенных ими цен на оказание услуг была ниже стартовых на 26%, 6% и 8% соответственно. С учетом всех применимых налогов (кроме НДС) и агентской комиссии вознаграждение за час работы промо-персонала, которую заявил победитель тенедера — A1 Agency составила: для стандартного промоутера 158 рублей (214 рублей с повышающим коэффициентом), модельного промоутера — 278 рублей (375 рублей с коэффициентом).
Победители тендера разделили один лот, чья стартовая стоимость составляла 80 млн рублей. Кроме них заявки на конкурс подавали еще 5 агентств: Orange, Rеd Agency, Remar, Active Position Group и «Элс Продакшн». По договору с заказчиком A1 Agency получит за оказание услуг 29,6 млн рублей, Boost Team – 22,5 млн рублей, Rusinfo – 14,7 млн рублей. Последнее агентство – Rusinfo ранее уже принимало участие в тендерах Ростелекома: в 2014 году оно выиграло в конкурсе на оказание услуг по разработке мерчендайзинговых стандартов оператора объемом 1,1 млн рублей, а в марте 2017 года проиграло «Мособлкино» в тендере госкомпании на проведение развлекательных промо-мероприятий
В ходе проведения закупки РАМУ пыталось узнать у представителей Ростелекома, включает ли заявленная на торгах ставка оплаты труда промо-персонала все необходимые налоги и страховые взносы, но ответа на своё письмо не получила. После того, как Ростелеком определил победителей тендера, РАМУ вновь написало письмо в адрес госкомпании с просьбой «тщательно рассмотреть» обстоятельства проведенной закупки и обратить внимание на возможные нарушения налогового и трудового законодательства при оказании услуг победителями тендера.
На обращения ассоциации Ростелеком всё же ответил, но в РАМУ его посчитали формальным: в письме было сказано, что «все закупочные процедуры соблюдены». «Соблюдение процедур закупки не вызывало сомнений. Обращение РАМУ призывало обратить внимание на соблюдение трудового и налогового законодательства, а также возможное получение необоснованной налоговой выгоды», — парировали в ассоциации.
Кроме того, РАМУ направила письма агентствам-победителям, где просило пояснить сложившуюся ситуацию, а также предоставить договоры на оказание услуг и другие документы для проведения аудита заявленной стоимости работы персонала и уплаты налоговых отчислений. В письмах агентствам также предлагалось отозвать свои тендерные предложения или же скорректировать их в том случае, если они не включали налоговых и страховых отчислений.
В ответных письмах РАМУ агентства сообщали, что действуют в строгом соответствии с действующим законодательством, уплачивая все налоги и сборы, а также утверждали, что не нарушали положений подписанной декларации. Документов для проведения аудита стоимости работы персонала они не предоставили.
В РАМУ настаивают, что исполнение договоров агентств с Ростелекомом возможно только в трёх случаях: уходом от налогов при использовании «оптимизационных схем» через неблагонадежные компании, при значительном снижении фактически отработанного времени персоналом по сравнению с заявленным в тендере или же если ставка заранее согласована с «предпочитаемым» исполнителем.
Официальный представитель Ростелекома Валерий Костарев в беседе с Sostav сообщил, что «начальные цены для подготовки закупочной документации были рассчитаны на основе запроса прайсов участников рынка». «Сама конкурсная процедура подразумевает, что стоимость услуг в отдельности и сумма договора в целом определяется на открытой конкурентной основе — путем снижения начальной цены. Поскольку на конкурс изначально заявилось 8 участников, значит они посчитали предложенные условия выгодными или, как минимум, приемлемыми для своего бизнеса», — убежден Костарев.
В госкорпорации также добавили, что «РАМУ — не единственная ассоциация профессионалов маркетинговых услуг».
Представители РАМУ рассказали Sostav, что направили очередное письмо в Ростелеком: «мы обратили внимание на ситуацию, будем содействовать ее разрешению и, если необходимо, предоставлять необходимую информацию».
Генеральный директор Progression Group Елена Леонова пессимистично оценивает шансы победителей тендера Ростелекома надлежаще выполнить выигранный контракт. «Реалии сегодняшнего дня по части прозрачности оформления персонала и уровня налогового контроля, говорят о том, что выполнение обязательств со стороны новых партнеров Ростелекома перед заказчикам мы считаем крайне маловероятным», — говорит она.
О том, что Ростелеком не впервые выигрывают поставщики, чьи ценовые предложения оказываются значительно ниже рынка, Sostav рассказал источник в маркетинговой индустрии. В одном из тендеров, в котором участвовала его компания, при анализе рейт-карты выяснилось, что ставки работы промо-персонала с учетом налогов «уже ниже рыночных показателей». «Мы не увидели для себя возможностей добросовестно оказать услуги, указанные в рейт карте с учетом рисков и вышли из тендера», — подытожил источник.