Менеджер по развитию бизнеса и продюсер агентства Re:evolution Александр Сироха рассказал Sostav о сложностях в продюсировании и дал практические советы по их преодолению.
Продюсирование креативных идей
Понимание креатива
Самая большая проблема во всех задачах — это неполное понимание креаторами мелких деталей в проекте, а, как известно, «дьявол кроется в деталях».
Креативщики — творческие личности, они мыслят широко и видят конечный продукт, что является правильным паттерном. Но к моменту постановки задачи продакшену во многих случаях нет чёткого понимания всех составляющих. Часто клиент или клиентский сервис в погоне за сроками начинает «допиливать» механику уже в процессе запущенного проекта.
Сбавить напряжение
Я считаю, что важно обсудить идею не только с креативным отделом, так как напряжение возникает со всех сторон. Аккаунты стремятся к реализации и прибыльности проекта. Креативщики хотят уникальности, инновационности и нестандартности: такого, что ещё никто не делал. Клиент ждёт высоких KPI и всё в сроки, и желательно без денег. А продакшен хочет, чтобы задача была продуманной и разложена до всех составляющих заранее, поскольку, если задача поставлена широко, то возникает разница в понимании конечного продукта.
Обозначить риски
В идеале очень важно умение продюсера заранее выявить все тёмные места и проговорить их, наметить пути реализации и возможные риски.
На деле, чем больше вопросов ты задаёшь креативу или клиенту, тем выше градус их раздражённости. Это нормальная реакция в любой коммуникации, можете сами попробовать. Но нам нужно добиться цели, так что тут важно то, как мы будем задавать эти вопросы.
- Главное правило: всё фиксировать в общей электронной переписке.
- Любое взаимодействие должно быть там, где комфортно нашему объекту. Мы идём на его территорию.
- Не нужно стремиться сразу всё вытянуть. Можно начать с основных вопросов по широкому фрейму и постепенно сужаться к большей конкретике. Всё по настроению, согласно тому, какое восприятие вопроса у нашего объекта.
Как справляться с трудными задачами
Я заметил тенденцию по любым трудным задачам. Первая реакция нашего мозга — найти оправдания и причины, почему это всё невозможно. И это тоже нормально. Однако в этот момент важно напомнить самому себе, что ты — профи, и любой отказ должен быть обоснован не просто невозможностью, а ценой и временными рамками.
По своему опыту могу сказать, что можно сделать всё. Вопрос в бюджете и сроках. Поэтому погружение в вопрос реализации задачи должен быть до уровня поиска экспертов в этом вопросе. Сбор минимум 3−5 мнений от них, на основании которых можно сделать первичную оценку.
Иногда решение может быть очень простым, тогда нужно просто включить смекалку и хоть немного погрузиться в процесс. Тут встаёт вопрос, насколько глубоко? Это зависит от коммерческой составляющей: сколько у вас времени, какие приоритеты, есть ли компетентные сотрудники, которые освободят вас для решения более «дорогих» задач.
И ещё очень важно иметь хобби, которое может переключить с рабочего направления. Бывают ситуации, когда хочется всё бросить и улететь на луну. Но вопрос ждёт решения, и оно должно быть на логическом уровне, просчитано со всеми рисками и возможностями, без эмоций. Вот тут-то и приходит на выручку то, что является мощным «якорем» удовольствия, спокойствия и комфорта.
Для меня — это бачата. Стоит мне просто включить трек или потанцевать, мозг сразу приходит в спокойствие, освобождаясь от стресса.
Трудности закаляют
Сейчас реклама всё больше и больше становится отдельным видом современного искусства. Последние мировые политические и пандемические передряги заставляют общество быстро развиваться, познавая новые информационные ресурсы. Маркетинг стал более кросс-канальным. Креатив может включать в себя новые информационные технологии в сочетании с забытыми культурными рудиментами.
Реализовывать такие проекты необычайно интересно: мы дотрагиваемся до прошлого, воссоздаём историю и придаём ей современный окрас. Это своего рода маркетинговая археология. С другой стороны, не менее увлекательно погружаться в новые технологии, прикасаться к искусственному интеллекту.
Чего не хватает в сфере
- В маркетинговом сообществе нет справедливой оценки работы продюсера/проджект-менеджера, в отличие от креатора.
- Без реализации проекта, проекта нет. Поэтому, я считаю, что нужно обязательно оценивать работу продюсера на уровне с тем, кто придумывает идеи.
В качестве напутствия хотелось бы сказать всем ребятам, которые только начинают свой путь продюсера: трудности закаляют!