Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей упал на 6,7% относительно мая 2018 года. При этом регистрации новых авто в мае упали сразу на 18%, до 124,5 тысячи маши, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на статистику Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ).
Разницу можно списать на покупки, которые совершают жители соседних стран, в первую очередь Казахстана и Беларуси, а также задержки автомобилей у перекупщиков. Кроме того, проблема может заключаться в том, что автопроизводители и дистрибьюторы отчитываются перед АЕБ о продаже автомобилей, которые все еще остаются на складах дилеров.
Доля таких фиктивных продаж в зависимости от бренда может составлять от 3−5 до 50%, знает источник издания. Автомобиль физически остается у дилера, в связи с чем, у каждого второго наблюдается «затоваривание». Такая ситуация отчасти сложилась из-за того, что в штаб-квартирах автомобильных компаний работа подразделений оценивается по валовым показателям, в том числе по доле рынка, за это получают зарплату и бонусы. Поэтому дилерам приходится «подтасовывать» показатели.
Планы концернов строились на более позитивном прогнозе: после двукратного роста в 2018 году на рынке не ожидали, что продажи уйдут в минус по итогам 2019 года, говорит собеседник издания. Другой собеседник отмечает, что в деньгах, не в штуках рынок достиг уровня начала кризиса 2013−2014 годов. Результат даст только рост цен на автомобили, а на фоне снижения платежеспособного спроса падение продаж — логичный результат. В первом полугодии результаты еще как-то вытягивала программа господдержки, сейчас средства иссякли, количество кредитных сделок снижается, отмечает он.
Эксперты утверждают, что в случае кризиса серые схемы могут привести к банкротству дилеров. Но даже если дилеры разоряются и закрываются, это не волнует автопроизводителей, так как место на рынке тут же занимают новые игроки.