Аналитики «Справочной» (бизнес-медиа банка для предпринимателей и предприятий «Точка») представили рейтинг главных тем, о которых чаще всего писали деловые СМИ в течение 2023 года. В топ-5 словосочетаний попали: «ключевая ставка» (7,2% от общего объёма часто повторяющихся фраз), «рост цен» (6,7%), «российская нефть» (5,1%), «российский рынок» (4,8%), «вице-премьер» (4,4%). Результаты исследования есть в распоряжении Sostav.
Для сравнения: в 2022 году пятёрка популярных тем выглядела так: «рост цен» (8%), «северный поток» (6,9%), «российский рынок» (6,86%), «российская нефть» (6,8%), «российская компания» (5,4%).
Аналитики «Справочной» провели текстовый анализ материалов в СМИ («РИА Новости», «Коммерсантъ», РБК, Forbes, «Ведомости», Rusbase). Они изучали новостные тексты в разделах «Бизнес», «Инвестиции», «Финансы», «Экономика». На основе изученных материалов специалисты выделили основные слова и словосочетания, которые чаще всего встречались в этих изданиях.
О чём писали СМИ в 2023 году
В январе главной темой стала российская нефть. Согласно данным исследования, это словосочетание встречалось 784 раза или 2,3% от общего объёма тем. В начале года СМИ уделяли большое внимание российской нефти, потолку цен и нефтегазовому доходу. Вероятно, это было связано с началом года и ожиданиями относительно энергетического сектора, отмечают аналитики.
В феврале в СМИ чаще всего встречалось словосочетание «требование Роскомнадзора» — 0,58% от общей повестки или 198 раз. «Это может быть связано с тем, что с 1 марта 2023 года вступили в силу новые требования к представлению уведомлений при осуществлении обработки персональных данных, о которых и писали журналисты», — предположили в «Справочной».
В первый весенний месяц деловые СМИ чаще всего упоминали Credit Suisse (3,4%, 1179 раз). Отмечается, что это могло быть связано с новостями о том, что UBS поглотил испытывающий проблемы Credit Suisse. То, что именно эта тема была одной из основных в марте, может указывать на интерес к мировым финансовым тенденциям и кредитным услугам со стороны россиян, считают авторы исследования.
В апреле на первом месте в российских деловых СМИ была российская нефть (1,6%, словосочетание встречалось 561 раз). СМИ активно освещали ситуацию с российской нефтью в этот период из-за значительных изменений на мировом рынке энергетики. Рост цен на нефть, изменения в политике производства и экспорта нефти, а также геополитические события могли послужить причиной увеличения внимания к этой теме.
В мае самым популярным вновь стало словосочетание «требование Роскомнадзора», что может быть связано с тем, что регулятор впервые привлёк к ответственности WhatsApp за отказ удалить запрещённую в России информацию. Всего это словосочетание использовалось в СМИ 186 раз (0,51%), уточнили в «Справочной».
В июне главным словосочетанием, которое СМИ использовали в новостных заметках, стало «экономический форум» (2,7%, 938 раз).
Одной из основных тем в июле стал цифровой рубль — 2,4% (словосочетание встречалось 825 раз). Тогда цифровизация отечественной валюты вышла на финальный этап своего развития: 24 июля президент РФ Владимир Путин подписал закон, вводящий в стране новую форму денег — цифровой рубль.
В августе в центре внимания оказалась ключевая ставка (7,5%, 2589 словосочетаний). Совет директоров Банка России решил повысить её с 15 августа 2023 года до 12% годовых.
Эта же тема была главной и в сентябре: словосочетание «ключевая ставка» была замечена в 6,2% (2121 словосочетаний) новостных заметок. 15 сентября Центробанк повысил ключевую ставку в третий раз подряд — на этот раз до 13% годовых.
В октябре ключевая ставка всё ещё была главной темой в деловых СМИ (4,6%, 1578 раз). Это связано с тем, что в конце месяца совет директоров Банка России 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку до 15% годовых.
В ноябре главным словосочетанием, которое чаще остальных встречалось в СМИ (2,34% или 858 раз), стало «СПБ Биржа». В начале ноября попавшая под американские санкции торговая площадка сообщила о возобновлении торгов некоторыми российскими бумагами.