Система онлайн-бронирования рекламных щитов All-billboards в третий раз представила ежегодный рейтинг финансового состояния операторов российского OOH-рынка. Как и в 2018 году, его возглавила компания Russ Outdoor с выручкой в размере 7,5 млрд руб., а с учетом «Веры-Олимп» и «Лайсы» совместная выручка объединенного оператора и вовсе достигла 11,5 млрд руб. Второе место отошло Gallery с 3,7 млрд руб., третье — оператору «Постер» (2,4 млрд руб.).
Мегаоператор вновь лидирует, несмотря на рост убытка
И хотя лидерство объединенного оператора безоговорочно, «Вера-Олимп» — единственная из входящих группу компаний, которая продемонстрировала положительную динамику выручки, показав небольшой рост в 2%. Падение выручки «Лайсы» составило 23%, несмотря на то, что эта компания — самый прибыльный оператор группы, заработавший в прошлом году 201,5 млн руб. чистой прибыли. «Но обращает на себя внимание общая негативная динамика финансового состояния всех трех операторов: по сравнению с 2018 годом прибыль «Лайсы» упала вдвое, «Веры-Олимп» — на треть, а убыток трех основных юрлиц Russ Outdoor увеличился в четыре раза: со 134,5 млн руб. до 576,6 млн руб.», — обращают внимание эксперты All-billboards.
Полный рейтинг доступен по ссылке (.xls).
Что касается Gallery, то компании в 2019 году удалось увеличить выручку на 3%. 30 июня 2020 года оператор сдал уточненную финансовую отчетность за 2017−2019 годы, в которую «внесены корректировки, связанные с неточностями в вычислениях и неправильной оценкой фактов хозяйственной деятельности в прошлых периодах (с 2013 по 2018 годы)». В новой отчетности значительно увеличился убыток 2018 года — до 340,1 млн руб., зато в 2019-м с символическим минусом в 9,1 млн руб. оператор практически вышел на точку безубыточности.
Расположившийся на третьем месте «Постер» по сравнению с 2018 годом вышел из зоны убытка, заработав 50 млн руб. прибыли, однако выручка оператора, наоборот, сократилась на 4%.
Среди участников топ-10 внимание также привлекает работающий исключительно в Московской области, а с 2020 года и в Новой Москве, оператор «Восток-Медиа», совершивший резкий рывок вперед. За год он увеличил выручку более, чем в полтора раза и поднялся сразу на 11 позиций, расположившись на шестой строчке рейтинга. При этом «Восток-Медиа» в 3,5 раза увеличил и свою прибыль — до 66 млн руб.
Рейтинг составлен на основе открытой финансовой отчетности, сдаваемой компаниями в ФНС и Росстат и публикуемой в открытом доступе, и сопоставлен с мониторингом AdMetrix. Всего в рейтинг 2019 года вошли 203 оператора с объемом выручки более 10 млн. руб.
Рынок наружной рекламы испытывает падение
Суммарная выручка участников рейтинга без учета НДС составляет 49,9 млрд руб. По сравнению с 2018 годом этот показатель снизился на 6,9%. «Более половины падения пришлось на объединенного оператора Russ Outdoor, «Вера-Олимп» и «Лайса», без учета которого консолидированная выручка присутствующих на рынке операторов сократилась всего на 3,3%», — указали авторы рейтинга. При этом эксперты АКАР не пришли к единому мнению по поводу результатов OOH-рынка за 2019 год, опубликовав следующие данные — объем 43,8 млрд руб., динамика — 0%.
Суммарная чистая прибыль отрасли составила 3 млрд руб., что на 645 млн руб. меньше, чем в 2018 году. Однако это падение полностью объясняется негативной динамикой объединенного оператора Russ Outdoor/Вера-Олимп/Лайса (-717,5 млн. руб.). В среднем по отрасли чистая прибыль составляет 6% от выручки оператора.
Кроме того, по сравнению с прошлым годом выросло количество убыточных операторов: в 2018 году — 41, в 2019 — 43, то есть в отрасли убыточен каждый пятый оператор.