Каждый второй россиянин (46%) имеет общие представления о том, как устроены рекомендательные системы в интернете. Речь идёт о программных инструментах в соцсетях, маркетплейсах, развлекательных сервисах, которые анализируют предпочтения пользователей и предсказывают, что их может заинтересовать. 7% респондентов заявили, что знают их принципы «очень хорошо». Такие данные приводят в Аналитическом центре НАФИ (результаты опроса есть в распоряжении Sostav).
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 года. В ходе исследования были опрошены 1,6 тыс. россиян старше 18 лет из всех регионов России.
Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.
Как выяснили аналитики, лучше всего в вопросах работы рекомендательных систем подкованы мужчины (9% против 6% женщин), молодежь в возрасте от 25 до 34 лет (15%), жители Центрального федерального округа (11%) и люди с высшим образованием (11%).
Каждый третий опрошенный — плохо представляет принципы рекомендательных алгоритмов (30%). А каждый шестой (17%) вообще не знает, что это такое. Чаще в этом признаются женщины (19%), жители Сибирского и Дальневосточного федерального округа (27%) и проживающие в сельской местности (20%). В целом не знают абсолютно или почти ничего о рекомендательных системах почти половина населения (47%).
В НАФИ отмечают, что несмотря на низкий уровень понимания принципов работы рекомендательных систем, большинство пользователей довольны их результатом.
Так, две трети жителей России (68%) считают, что поисковая выдача учитывает их индивидуальные вкусы и предпочтения, когда они ищут товары на маркетплейсах или услуги на других сервисах. Не довольны работой этих сервисов 17% опрошенных. По их мнению, рекомендации идут вразрез с тем, что им действительно интересно и нужно.
Исследование НАФИ также показало, что 44% россиян готовы предоставлять информацию о себе для получения индивидуального обслуживания и персональных предложений. За последние пять лет доля тех, кто готов делиться своими интересами и предпочтениями, выросла более чем в два раза.
Ранее в НАФИ выяснили, какие факторы россияне считают ключевыми в формировании доверия к бренду при покупке его продукции на онлайн-площадках. Для 42% опрошенных важна возможность получить полную, развёрнутую информацию о товаре или услуге.