Российский рынок event-маркетинга — высококонкурентная отрасль, которая интенсивно развивается за счет растущего спроса на event-услуги и появления новых игроков. Каждый год на рынок выходит около ста новых агентств, что снижает общую рентабельность бизнеса и усложняет коммуникационные задачи. Между тем тендерная система диктует необходимость эффективно расходовать средства. В условиях жесткой экономии и конкуренции возникает вопрос об общих стандартах ценообразования на российском рынке event-услуг. Таким стандартом могут стать почасовые ставки ключевых специалистов, рассчитанные Ассоциацией событийного маркетинга России (REMA).
Эксперты проанализировали данные, предоставленные 16 агентствами — участниками REMA. В итоге было сформировано 11 основных позиций и определен размер почасовой ставки профильного проектного персонала. Исследованием руководил глава Departament Павел Недостоев.
Павел Недостоев, глава DEPARTAMENT
Рейт карта персонала крупнейших агентств позволяет рынку сделать значительный шаг в сторону прозрачности и эффективности использования человеческого капитала. Выигрывают все. Клиентам это позволит рациональнее расходовать бюджет, эффективно сравнивать предложения агентств по креативу и менеджменту мероприятия. Для аудиторов и служб закупок оценка стоимости услуг event-агентств становится понятнее и прозрачнее. Самим event-агентствам ставки позволят объективнее рассчитывать свои расходы на участие в тендерах и проектах, вести адекватные ценовые переговоры со службами закупок, работать над эффективностью сотрудников и прозрачностью ценообразования. Глобально это шаг к прозрачному, честному и конкурентному рынку.
Расчет производился из суммы усредненного ежемесячного дохода сотрудника, который состоит из заработной платы, процентов и бонусов, налогов и расходов агентства. Полученная цифра делилась на количество рабочих часов.
Расходы агентства складываются из следующих показателей:
- зарплаты административного персонала (сотрудники юридического и финансового отделов, управляющие агентствами, секретари и так далее);
- расходы на аренду офиса, технику, связь.
Таким образом, индивидуальная почасовая ставка профильного проектного персонала складывается из:
- суммы окладов и бонусов сотрудника в месяц;
- % налогов на з/п;
- % накладных расходов;
- % административных расходов;
- % прибыли компании.
Это первое подобное исследование в сфере event-маркетинга, которое в условиях новых экономических реалий стало необходимым для эффективной организации бизнес-процессов. Расчеты REMA позволят агентствам конкурировать за счет креативных концепций, помогут исключить демпинг цен и сделают участие в тендерах более прозрачным.
Юлия Зарипова, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и промо «М.Видео»
Для креативных агентств работа по часовым ставкам — привычное дело. Это делает предложение более прозрачным для клиента и дает возможность для переговоров. В event-индустрии подобная практика дает аналогичные возможности.
Варвара Хмелькова, директор Центра цифрового лидерства SAP
Прозрачность агентских смет для клиента — отличный манифест, поэтому создание рекомендованных почасовых ставок, безусловно, востребованная инициатива. На своем опыте во время тендерных процедур я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда разница в ставке условного технического директора или проектного менеджера у разных агентств составляла 2−3 порядка. Кончено, это вводит в заблуждение, но главное — не гарантирует того, что смета по итогу будет меньше. Немаловажный фактор — количество часов за работу, которое выставляет агентство. Для большинства клиентов количество часов остается «сюрпризом» до самого конца проекта, поэтому закономерно сразу обсуждать весь персонал на проекте и его занятость. С другой стороны, то, что хотелось бы видеть лично мне как клиенту — это стандарты качества и какие-то гарантии, что если ты платишь адекватные деньги за сервис, то и получаешь специалиста соответствующего уровня. Думаю, функцию сертификации как раз могла бы взять на себя REMA.
Илья Стабровский, директор по маркетингу «Volkswagen Коммерческие автомобили»
Я в целом могу только приветствовать это. Вижу много плюсов как для агентств, так и для заказчиков. Агентствам проще будет прогнозировать доходы и фонды зарплат, появится бОльшая прозрачность в работе с фрилансерами и проект-менеджерами. Заказчики же получат более прогнозируемый и упрощенный тендерный процесс и смогут сосредоточиться на креативной составляющей работы агентств. Плюс, возможно, агентства смогут начать зарабатывать не только на неординарных биг-баджет проектах, но и на сравнительно рутинных. А заказчики смогут не переплачивать при организации крупных высокобюджетных мероприятий.
Участники рынка смежных индустрий (АКОС И РАМУ) проводят подобные исследования не один год. Полученные данные служат ориентиром при планировании и оценке эффективности работы агентств и могут быть использованы для усовершенствования работы клиента, так как данные отражают текущее состояние рынка.
Российская ассоциация событийного маркетинга (REMA) создана весной 2018 года. Она объединила российские event-агентства с оборотом свыше 200 млн рублей. Миссия REMA — создать в России профессиональный рынок event-услуг, где условия работы между клиентами и агентствами будут открытыми.