Sostav.ru
06.12.2018 в 15:50

Ритейл может потерять 90 млрд рублей из-за роста нелегального табачного рынка

Проблема нелегальной торговли подакцизными товарами стала ключевой темой форума «Малый и средний ритейл в России»

Согласно данным Nielsen, объем нелегальной торговли сигаретами в России за последние два года вырос в восемь раз — до 8,4% от всего рынка табачных изделий в стране. Причина — дисбаланс акцизов со странами ЕАЭС и разница в цене на сигареты в России и странах-партнерах, отметили участники форума.

Проблема нелегальной торговли подакцизными товарами стала одной из ключевых тем общероссийского форума «Малый и средний ритейл в России», прошедшего в Москве при поддержке Министерства экономического развития РФ, Минпромторга РФ и Ассоциации малоформатной торговли.

Сигареты занимают наибольшую долю в объеме продаж FMCG товаров в России — более 14% — и приносят бюджету РФ вдвое больше налоговых платежей, чем алкоголь и пиво совместно, сообщил вице-президент JTI Россия по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Головко. Однако рост незаконной торговли ставит под угрозу стабильность доходов государства и продаж легальной розницы.

«По отраслевым оценкам, в 2018 году потери бюджета РФ от недополученных табачных акцизов и НДС составят 60 млрд рублей, а потери легальной розницы превысят 90 млрд рублей. Основные источники нелегальной продукции — страны ЕАЭС, в первую очередь Беларусь и Казахстан, а также недобросовестные производства на территории России. Борьба с нелегальной торговлей требует комплексного подхода», — считает Головко.

Один из методов борьбы — введение маркировки сигарет с 1 марта 2019 года, и малому бизнесу нужно быть к ней готовым, указал глава «Опоры России» Александр Калинин. «Выравнивание акцизов в ЕАЭС поможет лишить экономических стимулов заниматься нелегальными поставками сигарет в Россию. Также мы поддерживаем запрет скидок на табачные изделия: сегодня крупный ритейл может продавать сигареты со скидкой до 25% от максимальной розничной цены. Малая розница такого себе позволить не может. Мы приветствуем законопроект, который устраняет эту коллизию», — подчеркнул глава «Опоры России».

На рынке стремительно растет новая категория подакцизных товаров — инновационные электронные никотиносодержащие продукты, отметил Управляющий по связям с органами власти «Филип Моррис Интернешнл» в России Константин Райнот. По его словам, к концу 2018 года доля этой продукции составит более 2,5% российского рынка табачной продукции в объемном выражении, а её стоимостной объем превысит 40 млрд рублей. «Потенциал у этой категории действительно очень большой. Помочь ее развитию может соразмерное рискам регулирование по сравнению с ограничительно-запретительным подходом, который сейчас активно применяется для табачной продукции», — сказал он.

Эффективность дальнейшего закручивания гаек в секторе подакцизных потребительских товаров вызывает сомнения, подвел итог дискуссии Никита Кузнецов, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ. «Табак не является товаром импульсного спроса. Курящий все равно его купит, невзирая на запрет выкладки и прочие ограничения. Поэтому разумно идти к точечным послаблениям. В этом направлении надо двигаться», — заключил он.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.