Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Riverstart: что такое бенчмаркинг и как его провести

Эксперты подготовили подробную инструкцию

1

Команда ИТ-компании Riverstart разобралась, кому полезен бенчмаркинг в создании цифровых продуктов, а кому не стоит тратить на это ресурсы. Она рассказала Sostav, как и в каких случаях его проводить, чтобы улучшить существующий проект или создать что-то эффективное с нуля.

Бенчмаркинг — зачем анализировать то, что создано до нас

Бенчмаркинг — один из исследовательских инструментов, который включает в себя анализ конкурентов и лидеров сферы. Сравниваются продукты, подходы к продвижению, сайты, бизнес-процессы, коммуникацию с аудиторией и прочее. Как это происходит? Исследователи:

  • выявляют основные задачи пользователей сайта;
  • составляют основные пользовательские сценарии: записаться на пробное занятие, купить товар с доставкой, узнать счет матча или выполнить какую-то другую задачу в зависимости от деятельности бизнеса;
  • проходят их на сайтах из выборки, чтобы оценить функциональность и удобство на каждом этапе.

Такой анализ позволяет:

  • определить, к чему привыкла аудитория, какие стандартные решения использует большинство сайтов;
  • увидеть препятствия, которые возникают при выполнении задачи в интерфейсе;
  • найти идеи, как можно обойти эти препятствия;
  • вдохновиться удачными решениями и доработать их под свой продукт.

В результате появляются бенчмарки — лучшие идеи и решения для дизайна, навигации и функциональности продукта. Набор бенчмарок становится отправной точкой для разработки сайта, максимально удобного для пользователей.

Бенчмаркинг — не копирование чужих идей, а анализ привычных пользователям решений через призму удобства использования.

Как проверить, сработало ли обновление сайта? Пользователи будут чаще заходить на сайт, дольше оставаться на нем, изучать контент и возвращаться, потому что там есть то, что они искали. Все это положительно повлияет и на ранжирование сайта в выдаче поисковиков.

Адам Григорян, директор по маркетингу Riverstart:

Главные вопросы, на которые нужно искать ответ: что пользователю нужно найти на сайте, и как ему будет удобнее этим пользоваться. Если сайт не сможет предложить нужной функции или она будет неудобной, клиент может просто покинуть сайт и найти нужную информацию на другом ресурсе, благо предложений достаточно.

Когда и как провести бенчмаркинг

Исследование можно проводить:

  • когда сайта еще нет, чтобы использовать выводы во время прототипирования, дизайна и верстки;
  • для уже существующего проекта, чтобы найти способы повысить конверсионность, удержать пользователей

Первый этап: определить цель. Важно сформировать цель, чтобы понять, что именно нужно анализировать на сайтах конкурентов. К примеру, если вас интересуют продажи, то целью будет увеличение конверсии в заявки или оформления заказов. Если вы хотите повысить узнаваемость бренда, вас может интересовать увеличение трафика, улучшение поведенческих показателей: глубины просмотра, времени, проведенного на сайте, количество возвращающихся пользователей.

От цели зависит, на что вы будете обращать внимание: на способы удержать пользователя в воронке и довести до конверсии или на приемы, которые увлекают пользователя и задерживают его на сайте, заставляют зачитываться и смотреть страницу за страницей. Например, зачем нужен сайт аэропорта — он может закрыть все вопросы аудитории, которые реально решить в цифровой среде. Можно дать всю информацию о рейсе на электронном табло, чтобы не нужно было обращаться к физическому табло в зале.

Табло на сайте аэропорта Внуково

Вовремя предложить услуги аэропорта — залы повышенной комфортности.

Залы ожидания на сайте аэропорта Шереметьево

Отобразить схему аэропорта с отметками всех кафе, ресторанов, магазинов и других объектов, чтобы пользователю было проще сориентироваться в аэровокзальном комплексе.

Схема на сайте аэропорта Чкалов

Второй этап: собрать список сайтов конкурентов и лидеров ниши. Подбирайте сайты конкурентов, с которыми совпадает аудитория. К примеру, для создания сайта хоккейного клуба нужно проанализировать сайты разных хоккейных клубов и несколько сайтов хоккейной тематики, которые посещают болельщики. Говоря об аэропортах, нужно изучить сайты российских и зарубежных аэропортов и агрегаторов рейсов, которыми пользуются пассажиры, провожающие и встречающие.

Адам Григорян, директор по маркетингу Riverstart:

Смежные и отдаленные тематики не дадут релевантного результата, если у вас не совпадает аудитория. Для бенчмаркинга выбирайте сайты конкурентов внутри вашей ниши.

Третий этап: выделить параметры для сравнения. Выберите параметры в соответствии с пользовательскими сценариями и поставленной целью. Если речь про интернет-магазин и увеличение конверсий, вы будете анализировать представление товара в каталоге, карточку товара, процесс добавления в корзину, этапы оформления заказа, выбор доставки и прочие этапы на всей воронки. Обращайте внимание на то, что внедрили конкуренты, какие фичи они используют:

  • почему это реализовано у конкурента;
  • какой эффект должен быть от их внедрения;
  • помонут ли они пользователям на вашем сайте.

Четвертый этап: выделить дизайнерские и конструктивные решения на сайтах. Отметьте удачные решения, которые стоит доработать для вашего проекта, и негативные, чтобы случайно не повторить их. Проходя по пользовательскому пути на сайтах, необходимо анализировать, где могут возникнуть сложности, на каком этапе пути нужна определенная функция и как сайты из выборки ее предоставляют. Например, если на сайтах хоккейных команд принято делить матчи на домашние и выездные, и пользователь к этому привык, то нужно дать ему эту функцию.

Пятый этап: составить итоговый список бенчмарок. Для удобства лучше создать таблицу тех идеальных параметров, к которым нужно стремиться при разработке, и внести в нее данные с выбранных сайтов. Оформите таблицу так, как вам будет понятнее ею пользоваться.

Когда бенчмаркинг не нужен

  • Компаниям в неконкурентном рынке. Когда тематика узкая, конкурентов нет, тогда бенчмаркинг собрать получится только по смежным или сильно другим отраслям, и анализ будет нерелевантен.
  • Специалистам без опыта в маркетинге и дизайне, если у них нет системы оценок решений конкурентов. Если забирать все решения конкурентов без фильтрации — получится мешанина.
  • Компаниям, которые выпускают на рынок совершенно новый продукт и сами еще не знают, как его позиционировать и продвигать. Здесь, как и с первым вариантом, анализ смежных областей не даст хорошего результата.

Итог — зачем использовать бенчмаркинг

Бенчмаркинг позволяет выявить, что нужно аудитории, чего не хватало на старом сайте, и реализовать необходимые функции. Это потребует времени и сил, зато поможет найти самые удобные решения, которые сработают. Благодаря такому исследованию можно обнаружить параметры, за счет которых сайт будет лидировать в поисковой выдаче:

  • на нем будут сосредоточены функции и контент, удовлетворяющие запросы аудитории — такой сайт будет релевантен поисковым запросам и с высокой вероятностью сможет закрепиться в топе;
  • пользователи будут находить то, что искали, а значит, чаще обращаться к сайту — это положительный сигнал для поисковиков, которые влияет на ранжирование сайта в выдаче.

В результате анализа появляется понимание сильных и слабых сторон конкурентов. На этой стадии можно сразу увидеть то, что не работает в конкретной сфере, и избежать неэффективных стратегий. И наоборот — обнаружить удачные решения, к которым привыкла аудитория, и использовать их.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.