У россиян добавилось оптимизма: уже в ближайшие месяцы они намерены постепенно возвращать свои расходы на обычный уровень. Треть респондентов планируют вернуться к прежним тратам на продукты питания за несколько недель, столько же считают, что на это потребуется несколько месяцев, 16% — более года. Еще около 17% уверены, что им никогда не удастся вернуться к прежним объемам трат на питание, сообщается в исследовании BCG и «Ромир».
Представители всех возрастных групп намерены сократить расходы в ближайшие полгода. Что касается расходов на одежду и обувь, то после снятия всех ограничений по самоизоляции 22% опрошенных готовы будут возобновить их через несколько недель, 36% — через несколько месяцев, 23% — только через год. А 19% россиян никогда не смогут позволить себе докарантинные траты на одежду и обувь.
В целом, в России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Чистое падение спроса прогнозируется в ближайшие шесть месяцев в 95% категорий; больше всего ожидаемо пострадают досуговые услуги и общественный транспорт. В отношении потребительских товаров стремление тратить меньше в половине случаев объясняется двумя ключевыми причинами — снижением дохода и наличием ранее заготовленных запасов. Увеличение затрат среди некоторых потребителей связано преимущественно с ожидаемым повышением цен и стремлением накопить запасы.
Туризм и рестораны восстановятся позже всех. Только 15% заявили о готовности посещать рестораны, а отправиться в путешествие готовы 11%. Треть опрошенных уверены, что болтьше не смогут позволить тратить столько же денег на рестораны, как это было до пандемии. Такой сценарий в отношении трат на путешествия не исключают для себя 36% опрошенных.
С точки зрения каналов продаж электронная торговля очевидно лидирует среди всех прочих каналов: потребители быстро привыкли к онлайн-шопингу. При этом спрос во всех прочих каналах снижается, особенно — в торговых центрах. Даже после снятия ограничений риск заражения вирусом и неуверенность потребителей в стабильности своих доходов скорее всего продолжит негативно влиять на офлайн-торговлю.
Максим Бахтин, партнер в Московском офисе BCG:
В этих условиях выигрывают маркетплейсы, такие как OZON, Wildberries или «Беру», чистая разница в заинтересованности совершения покупки на подобных площадках по нашим наблюдениям составила +12% по Москве и +1% в целом по России. Стремясь минимизировать контакт с другими людьми, потребители предпочитают покупать все в одном месте и экономить на стоимости доставки. Также люди рассчитывают, что агрегаторы смогут обеспечить для них наилучшую цену за счет различных промоакций и скидок.