Количество специализированных алкогольных магазинов в России стремительно растет — в некоторых городах годовые темпы роста их открытий доходят почти до 70%. Только в Москве сейчас работают 3,1 тыс. таких точек, что на 9% выше августа прошлого года, а количество магазинов пива за тот же период выросло на 11%, почти до 2 тыс, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на расчеты сервиса 2ГИС.
В регионах тенденция еще заметней. Лидером по приросту специализированных мест по продаже алкоголя стал Волгоград: за год здесь стало на 69% больше алкомаркетов (157) и на 26% выросло число пивных (566). Внушительную динамику показала Уфа, где те же показатели за год увеличились на 39% (254) и на 17% (418) соответственно.
В отличие от других розничных форматов, алкомаркеты начали активно развиваться в регионах и только потом развернули экспансию в Москве. Например, Челябинск — родина крупнейшего игрока алкогольной розницы, сети «Красное & Белое». Изначально компания активно развивалась в регионах и только потом вышла в Москву, на конец прошлого года сеть управляла 7,3 тыс. магазинов общей площадью 587,8 тыс. кв. м.
Гендиректор DNA Realty Антон Белых рассказывает, что на спальные районы в России традиционно делают ставку именно алкомаркеты-дискаунтеры. «Там сконцентрирована их основная аудитория, у крупных сетей есть единичные магазины в центре, но они работают скорее на повышение лояльности к бренду», — объясняет он. Однако, хотя резкий рост числа алкомаркетов и начал менять облик спальных районов, к увеличению продаж алкоголя он не привел. Так, по данным ЕГАИС, его отгрузки в России (без учета пива, сидра и медовухи) в январе—июле 2019 года выросли на 2,99% относительно аналогичного периода прошлого года, до 100,8 тыс. дал.
Эксперты уверены, что связи между бурным развитием алкомаркетов и падением качества жизни населения нет, напротив, речь идет о росте популярности цивилизованного способа распространения алкоголя. Продажа спиртного только в специализированных точках может снизить число импульсных покупок, когда потребитель идет в магазин за едой, а по пути приобретает и алкоголь.
Напомним, согласно данным Росстата, в прошлом году россияне ежемесячно тратили на покупку алкоголя и табака 3% от общих потребительских расходов. Траты жителей на алкоголь и табак в Москве и Санкт-Петербурге составили 3,4% и 2,7% от общих расходов соответственно.