Большинство крупных российских цифровых экосистем («Сбера», «Яндекса», VK, МТС, «Тинькофф») «существенно» обновили их состав за 2022−2023 годы. В целом компании закрыли 37 сервисов (15% от изначального числа) и открыли 67 новых (рост на 28%). Вне зависимости от основного бизнеса операторы экосистем преимущественно вложились в развлекательные и медиасервисы. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование Spektr.
По оценкам аналитиков, больше всего экосистемных сервисов за два года (15) закрыла VK, но холдинг лидирует и по открытию новых (20). В относительных величинах наибольший рост наполнения экосистемы показала МТС. Рост составил 43% по сравнению с началом 2022 года. Общее число сервисов снизилось только у «Сбера», но всего на 2%.
В числе «провальных» сервисов аналитики Spektr назвали VK Combo, «Ситимобил» (принадлежал Сбербанку и VK), у «Яндекса» — ранее принадлежавшие ему «Новости» и «Дзен» (сейчас проекты у VK).
В исследовании отмечается, что операторы экосистем в первую очередь усиливают направления медиа и развлечений. Только в них все участники рынка нарастили число сервисов и «серьёзно обновили» существующие.
В МТС изданию подтвердили рост популярности развлекательных сервисов (Kion, «МТС Музыка», «Строки»). В «Яндексе» также отметили рост аудитории развлекательных сервисов и времени их использования в подписке «Плюс». В VK уточнили, что развивают «продукты и сервисы, потребность в которых есть у аудитории».
В Spektr считают, что в дальнейшем экосистемы будут развиваться с учётом эволюции нейросетевых языковых моделей (LLM и GPT). Эксперты, опрошенные изданием, полагают, что в перспективе выиграют экосистемы, владельцы которых займутся интеграцией своих нейросетей. Речь идёт об их сквозном использовании в разных сервисах. Сейчас такие технологии есть только у «Яндекса» и Сбербанка.