В первой половине 2020-го россияне сократили потребительские расходы впервые за последние 13 лет. В зависимости от региона «карантинная экономия» могла достигать 41 тыс. рублей. Сильнее всего снизились траты на путешествия, рестораны и одежду, сообщают «Известия» со ссылкой на исследование компании FinExpertiza.
В среднем по России за полгода россияне снизили траты на 11,5 тыс. рублей. Таким образом, ежемесячные расходы сократились на 1930 рублей: с 26,9 тыс. в первые шесть месяцев 2019-го до 24,97 тыс. за аналогичный период 2020 года. С поправкой на инфляцию они уменьшились на 10%.
Наиболее существенное сокращение потребительских расходов в абсолютных значениях произошло в Москве — за полгода траты снизились на 41 тыс. рублей. На втором месте оказались жители Якутии — они потратили на 28,7 тыс. рублей меньше, на третьем — Севастополя (минус 26 тыс. рублей расходов). Однако экономнее стали не все россияне: в некоторых регионах средние затраты, наоборот, выросли по сравнению с прошлым годом. Так, на 8,5 тыс. рублей расточительнее стали жители Сахалинской области, на 1,5 тыс. рублей увеличили расходы в Алтайском крае, а на 1,2 тыс. выросли средние затраты в Амурской области.
По мнению экспертов, одной из главных причин сокращения расходов стало желание накопить финансовую подушку на черный день: объем сбережений на фоне коронавируса увеличился почти в пять раз, заявили эксперты.
Кроме того, на динамику расходов повлияло объективное сокращение повседневных трат. Так, в Газпромбанке отметили, что расходы россиян на путешествия снижались на 90% по сравнению с 2019-м, одежду и обувь — на 82%, кафе и рестораны — на 72%. При этом граждане делали запасы, стали больше времени проводить дома и самостоятельно готовить из-за закрытия ресторанов: вследствие этого расходы на продукты увеличивались на 32%, на лекарства — на четверть, а на алкоголь — на 22%.
Ранее сообщалось, что в июне-июле продажи товаров для отдыха на природе оказались значительно выше прошлогодних. Так, спрос на палатки, рюкзаки и удочки значительно вырос, однако продажи чемоданов, напротив, просели.