Траты россиян на дополнительное онлайн-образование в 2021 году составили 226 млрд руб. и впервые превысили траты на очное обучение, которое обошлось им в 214 млрд руб. Самой востребованной специальностью в онлайне стал маркетинг, сообщают «Ведомости» со ссылкой на совместное исследование «Нетологии» и Data Insight.
Ещё в 2019 году на рынке дополнительного профессионального образования (ДПО) уверенно лидировал офлайн-сегмент: на него приходилось 121 млрд руб., в то время как размер онлайн-рынка только достиг 19 млрд руб. Во время пандемии зародился тренд на доминирование дополнительного онлайн-образования, но в полной мере проявился только в прошлом году.
Чаще всего среди онлайн-курсов в прошлом году россияне выбирали программы по IT-профессиям и маркетингу (46,6 млрд руб.). Руководитель «Яндекс.Практикума» в России Евгений Лебедев подчеркивает, что интерес к IT-профессиям продолжает усиливаться и с середины марта он вырос на 30% по сравнению с январем этого года. Кроме того, большей популярностью в онлайне пользуется обучение по программам, связанным с финансами, бухгалтерией, правом, сферой образования и здоровья. Однако профессиям на рынке труда, например, строительству и ремонту, россияне предпочитают обучаться очно.
Ключевые факторы роста онлайн-образования — цифровизация и высокий уровень проникновения онлайна в ДПО. Такой формат удобен и доступен. Поэтому, согласно прогнозам участников рынка, по итогам 2022 года сегмент может вырасти на 20−30%.
Интересно отметить и обратный тренд. Так, в последнее время на EdTech-рынке проявляется и тенденция, когда онлайн-школы выходят в офлайн-формат. Летом прошлого года образовательная платформа для школьников «Учи.ру» приобрела долю в сети офлайн-школ программирования «КодКласс». А летом прошлого года холдинг Skillbox заявил о планах инвестировать миллиард рублей в офлайн-дистрибуцию, а также открыть в 2022−2023 годах четыре очных школы в регионах России.