Samocat Sharing запускает продажу франшизы: партнеры будут покупать самокаты и платить владельцу бренда комиссию за прием платежей и звонков в размере 10−20% в зависимости от масштаба своей сети, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на основателя сервиса Василия Быкова.
По словам Быкова, минимальный объем инвестиций — 360 тыс. руб., их можно окупить за полтора сезона. В эту сумму входят десять неэлектрических самокатов (одна станция) или пять электрических.
«Расходы на обслуживание, включая нашу комиссию, составят 40% от оборота в первое время, по мере развития снизятся до 20%», — говорит он.
Выручка от проката составляет 40−150 тыс. руб. в месяц со станции с неэлектрическими самокатами (при тарифе 2 руб. за минуту) и доходит до 300 тыс. руб. с электрическими (5 руб. за минуту). Средняя длительность поездки — 80 минут.
Василий Быков основал Samocat Sharing в 2015 году, он начал с проката обычных самокатов и в 2017 году создал первую сеть электросамокатов в финском Эспоо, позже появились станции в Москве — в парке «Сокольники» и Сколково. Сейчас в сети 40 станций в Москве, открываются первые партнерские станции в Сочи и Новосибирске. По расчетам основателя, к концу года сеть вырастет до 100 станций.Среди инвесторов Samocat Sharing — Urban-X (фонд BMW Group), SOSV, фонд Бортника, а также группа частных инвесторов (вложили около $1,5 млн).
Конкуренты Samocat Sharing в России — «Делисамокат» и Youdrive Lite. Сейчас у «Делисамоката» 2,65 тыс. самокатов — это около 20 постоянных станций плюс мобильные. По словам представителя Алены Балакиревой, компания не рассматривает вариант развития по франшизе. У Youdrive 500 электрических самокатов, которые можно оставлять где угодно, они не прикреплены к докам, уточнил основатель Борис Голиков. Youdrive Lite изучает возможность развития франшиз, но формат пока не определен.
По оценке эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, спрос на шеринговые сервисы растет существенно: если в 2016 году рост составил 70%, то в 2017 году — уже 400%. Текущий объем столичного рынка проката микроэлектротранспорта почти в 200 раз меньше потенциальной емкости спроса. Но главная проблема этого сервиса — его сезонность, признают сами участники рынка.